Открытый урок `Труд людей зимой`. Труд людей зимой Чем занимаются люди зимой по окружающему миру


Урок N 4. Тема: Труд людей зимой

Цель:

1. Дать представление о зимнем труде людей зимой.

2. Показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе.

3. Развивать речь, мышление.

4.Воспитывать заинтересованность к окружающему миру; знакомить с профессиями.

Ход урока

I. Игра LПочемучка¦ (вопросы на карточках-открытках)

Что происходит с температурой воздуха с приходом зимы?

В какую погоду снег скрипит под ногами?

Какие приметы зимы ты знаешь?

Что происходит с растениями зимой?

Изменяется ли оперение птиц с наступлением зимы?

Чего больше боятся птицы зимой: мороза или голода?

Почему иногда зимой гибнет много рыбы?

- Все ли животные делают запасы на зиму?

Составление экологических цепочек: солнце - температура - почва - растения температура - вода - рыбы растения - животные

II. Жизнь людей зимой

1. Зимние забавы

Рассматривание картины: LДетские забавы¦.

(обратить внимание на одежду детей)

- Как влияет зимняя погода на человека? (здоровье - закаливание)

С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и деятельность людей (не всех). Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

- Как дети зимой забавляют себя?

- Какие зимние виды спорта ты знаешь и любишь?

Составь рассказ о том, как ты отдыхаешь зимним днем.

2. Труд людей зимой

Какие работы проводят на улицах города зимой?

(убирают снег, скалывают лед, посыпают дороги песком)

Какие работы проводят в саду зимой?

(уплотняют снег около стволов деревьев)

Какая опасность грозит зимой деревьям?

(подсказку в виде схемы "снег - дерево - мыши" можно изобразить на доске. Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов)

Что делают люди зимой в овощехранилищах?

- регулярно перебирают плоды и овощи;

- удаляют испортившиеся овощи и плоды;

- наблюдают за температурой;

(дети устанавливают связь "температура - овощи - человек")

Почему в зернохранилищах должно быть сухо и прохладно?

- чтобы зерно не гнило

- чтобы зерно не проросло

(температура - зерно - люди (урожай)

Главная задача - это сохранить доброкачественное зерно. Семя - это живой организм. Зародыш его постоянно дышит, поглощает при этом кислород и выделяет тепло, углекислый газ, воду. От того, в каких условиях хранится семя, зависит, как зарождается будущее растение. Семена перемешивают, чтобы был приток свежего воздуха.

Семена хранят в специальных помещениях.

Перед закладкой семян зернохранилище обрабатывают известью, тщательно утепляют, проверяют систему вентиляции.

В помещениях устанавливают электротермометры, которые контролируют температуру воздуха. Она не должна быть ни низкой, ни слишком высокой, а оптимальной (от +3 0 С до -8 0 С).

Резкие перепады температур ведут к тому, что семя отпотевает (зародыш дышит интенсивно). Путем проветривания удаляется излишняя влага.

Для проветривания используют перемешивание семян деревянными лопатами; обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

3. Подготовка людей к весеннему севу

Как люди готовятся к весеннему севу?

Проводят снегозадержание;

Вывозят на поля навоз (как удобрение; для снегозадержания);

Ремонтируют сельскохозяйственную технику.

Снегозадержание - искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания.

(Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания).

В механических мастерских идет ремонт техники (тракторов, комбайнов и др.).

Идет работа в теплицах (выращивание культур).

Зимой люди занимаются пушным промыслом, но в определенные сроки.

На определенный период прекращается навигация (река замерзает).

Рыбаки ловят рыбу, проделывают лунки, обеспечивая доступ воздуха рыбам.

III . Копилка народной мудрости

Рассматривание работ детей, чтение загадок, пословиц, поговорок.

По какой дороге полгода ездят, да полгода ходят? Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (Читают дети)

Доказать, что профессия экологическая (водитель, врач и т. д.).

Просмотр диафильма LТруд людей в разные времена года¦.

IV . Домашнее задание

Составить рассказ о профессии и доказать ее экологичность;

- пополнить копилку народной мудрости;

- составление экоцепочек.

Елена Тихановская
Урок «Труд людей зимой»

Урок живого мира в 4 классе

Тема. Труд людей зимой

Задачи :

показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей моделировать предложения по опорным картинкам; развивать связную монологическую речь при составлении рассказа по плану, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями;

развивать мышление на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные навыки;

воспитывать эмоциональную адекватность поведения, заинтересованность к окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться .

Слушаем внимательно,

Говорим старательно.

II. Упражнение по классификации

Какие времена года изображены? (СЛАЙД 2)

По какому признаку слова разделены на две группы (метель, летняя река, вьюга, земляника, снегопад, загар, сугробы, цветок, заносы, плавать в реке). (СЛАЙД 3)

Какое время года сейчас?

Что происходит в природе зимой ?

III. Активизация словаря

Подберите слова :

(СЛАЙДЫ4,5,6,7)

Убирать (что) посуду

заносы (снег)

Чистить (что) улицы от снега

кастрюли, раковины

обувь, одежду

мост ото льда

Кормить (кого) детей

животных

Ухаживать (за кем) за больными

пожилыми

животными

Назовите словосочетания, относящиеся по своему смыслу к зиме. Попробуйте определить тему урока .

IV. Определение темы урока (СЛАЙД 8)

V. Актуализация опорных знаний

1. Поиск соответствующего понятия «Каким бывает»

Снег (какой) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.

Зима (какая) – морозная, холодная, длинная, вьюжная, метельная и т. д.

Снежинки (какие) – … (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные и др.)

Что могут делать снежинки – летать, кружиться, виться, танцевать, порхать …

2. Массаж рук

Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте.

На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли. Давайте согреем свои пальчики дыханием. (Дуем – произносим Х-Х-Х)

Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж) .

Шишки в руки мы возьмём

Наши ручки разотрём

В руки перышки возьмём

И тихонько проведём.

(Чередуем шишки и пёрышки.)

3. Речевая зарядка

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад)

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,

Белые пушинки.

Ветер дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? (Метель, вьюга)

Давайте послушаем, как воет вьюга (Аудиозапись) .

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга : «3-з-з-з-э-з» .

(С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд)

Застонал лес от вьюги : «М-м-м-м-м-м» .

Тяжело стонут Дубы! М м-м-м-м м».

Стонут березы М-м-м-м-м-м».

Шумят ели : «ш ш ш ш-ш-ш-ш» .

Стихает вьюги : «С-с-с-с-с-с.

(Руки плавно опускать вниз)

VI. Изучение нового материала

1) Объяснительная беседа

Назовите зимние месяцы. (СЛАЙД 9)

Давайте полюбуемся зимними пейзажами. (СЛАЙДЫ 10-16)

Как называется сильный снегопад с ветром? (СЛАЙДЫ 17,18 (Метель, пурга, вьюга.)

Что происходит в городе в результате снегопада? (СЛАЙД 19)

(Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т. к. они не расчищены.)

Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот .

С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и деятельность людей (не всех) . Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

2) Уборка улиц и дорог

Кто чистит улицы? (Дворники, снегоуборочные машины.) (СЛАЙД 20)

Что делает дворник? (Расчищает дорожки во дворе, чистит подходы к подъездам дома, сбивает лёд, посыпает дороги песком) (СЛАЙД 21,22)

Что делают снегоуборочные машины? (Расчищают улицы, чтобы машины могли проехать. (СЛАЙДЫ 23-25)

Снег на дороге может задержать машину, и больной останется без помощи, школьники – без завтрака, люди – без хлеба и молока. Почему?

3) Физминутка. Демонстрация движений

Выпал беленький снежок. (Дети становятся в круг.)

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег. (Машут руками перед собой.)

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши. («Ловят» снег.)

Руки в стороны, по швам – (Разводят руки в стороны, опускают.)

Снега хватит нам и вам.

4) Работы в саду

Какие работы проводят в саду зимой ? СЛАЙД 26 (Уплотняют снег около стволов деревьев)

Какая опасность грозит зимой деревьям ? (Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов)

5) Работа в овощехранилищах

Когда собирают урожай? (В конце лета и осенью.) А мы едим овощи, хлеб, фрукты всю зиму.

Что делают люди зимой в овощехранилищах ? (СЛАЙДЫ 27,28)

(Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.)

6) Работа в зернохранилищах

Почему в зернохранилищах должно быть сухо и прохладно? (СЛАЙД 29)

(Чтобы зерно не гнило, не проросло.)

Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

7) Развитие моторики – переборка крупы

8) Подготовка к весеннему севу

Как люди готовятся к весеннему севу (СЛАЙД 30)

(Проводят снегозадержание;вывозят на поля навоз (как удобрение; для снегозадержания) ;в механических мастерских ремонтируют сельскохозяйственную технику (тракторы, комбайны и др.)

СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. (Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания.)

9) Уход за животными

А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой ? Почему? Домашние животные нуждаются в ежедневном внимании, заботе хозяев. (СЛАЙД 31)

Как зимой люди заботятся о домашних животных?

IV. Закрепление

1. Словарная работа

Подберите слова близкие по смыслу (синонимы, объясните их значение :

Дворник – человек, убирающий улицы, чистильщик.

Снегопад – сильный снег.

Вьюга – сильный ветер зимой , со снегом.

2. Упражнение в составлении предложений с опорой на картинки (можно использовать слайды презентации)

3. Построение монолога «Расскажи о зиме по плану»

1) Как ты заметил (а) наступление зимы.

2) Её первые приметы в природе.

3) Зимние месяцы.

4) Повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой .

5) Зимние забавы и развлечения.

6) Труд людей зимой .

V. Итог урока

Литература

1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.

Конкретизировать представления первоклассников о жизни домашних животных зимой; способствовать формированию понимания, почему в различные сезоны изменяется специфика труда человека (в сельской местности), показать, какие работы по охране природы проводятся зимой; содействовать формированию умения объяснять причины изучаемых явлений.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Министерство образования Республики Беларусь

Могилевский Государственный университет имени А. А. Кулешова

План-конспект урока в 1 классе

по курсу «Человек и мир»

Выполнила: студентка 3 курса «В» группы

Домашова Татьяна Олеговна

Могилев,

2014 г.


Предмет: Человек и мир.

Класс: 1 класс

Тема: «Домашние животные зимой. Труд людей зимой».

Цель: Конкретизировать представления первоклассников о жизни домашних животных зимой; способствовать формированию понимания, почему в различные сезоны изменяется специфика труда человека (в сельской местности), показать, какие работы по охране природы проводятся зимой; содействовать формированию умения объяснять причины изучаемых явлений.

Задачи:

  • предполагается, что к концу учебного занятия учащиеся расширят представление о домашних животных, об изменениях в жизни домашних животных осенью;
  • в ходе учебного занятия планируется создать условия для формирования умения работать в группе;
  • содействовать формированию бережного отношения к животным.

Оборудование: картинки с изображением животных; дидактический материал: домик, ёлка; кластер; маршрутный лист; схема задачи-описания.

Учебное занятие: изучения нового материала.

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Ход учебного занятия

І . Мотивационный этап

Учитель. Улыбнитесь друг другу, выскажите свои пожелания! С каким настроением вы начинаете учебное занятие? (Показать цветом)

Радость – карточка зелёного цвета.

Неуверенность – карточка красного цвета.

Тревога – карточка синего цвета.

ІІ. Актуализация знаний

Учитель. Итогом нашего прошлого урока было объединение нескольких элементов в одну общую гроздь. Кто из вас может сказать как эта гроздь называется иначе? (Кластер) . Давайте сейчас все вместе посмотрим на доску и вспомним, что мы уже узнали о диких животных? (Ответы детей)

  1. Игра “Рассели животных”.

На доске размещены картинки с изображением домашних и диких животных.

Учитель. Ребята, вам необходимо из всех животных выбрать диких и заселить их в свою среду обитания. (Вывешиваются возле ёлки).

Учитель. Молодцы! Какие животные остались?

Учитель. Как их можно назвать одним словом? (Домашние животные)

Учитель. Как вы считаете, о ком пойдёт речь на учебном занятии?

Учитель. Какая тема нашего учебного занятия?

2 . Открывается тема «Домашние животные»

Учитель. Среди остальных животных найдите то, о котором сейчас пойдёт речь. (Задаются загадки)

С удивительным носом-пятачком, коротким закрученным хвостиком, снабжает человека мясом, салом. Свинья

Даёт человеку молоко, из которого делают творожок, сметану, кефир и другие ценные молочные продукты. Корова

Грациозна и красива.

Ножки, спинка, шейка, грива.

Резво скачет по утру,

Хвост как шарфик на ветру.

Прокатись на спинке шаткой.

Кто красавица?… (Лошадка)

Ходит рыжий, пьёт из лужи, С бородой родится —

Не боится лютой стужи. Никто не дивится. (Козёл)

Хвост лохматый, чёрный нос.

Кто же это?

Рыжий... (Пёс)

Заплелись густые травы, Мягкие лапки,

Закудрявились луга, А в лапках царапки. (Кот)

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Учитель. Ответьте на мой вопрос: мы вспомнили обо всех домашних животных? Каких ещё домашних животных мы можем назвать? Что бы вы хотели узнать о домашних животных?

ІІІ. Сообщение нового материала

Учитель. Сегодня мы с вами отправимся погостить в деревню Простоквашино. Вспомните, какие домашние животные были у дяди Фёдора? (Собака, кот, корова, телёнок). А знаете ли вы, откуда вообще появились домашние животные?

Методы активного чтения:

«+» - это я знал

«-» - не знал

Учитель читает текст, ученик слушает и, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки в маршрутном листе.

  1. Очень давно, много тысяч лет назад, люди не имели домашних животных « … »
  2. Пищу они добывали охотой, рыбной ловлей и собирательством съедобных растений и плодов. « … »
  3. Убивая на охоте взрослых животных, они иногда находили их детёнышей и приносили их домой. « … »
  4. С ними играли дети, звери вырастали и привыкали к человеку. « … »
  5. Человек стал специально разводить прирученных животных. «… »
  6. Они постепенно стали источником пищи, материалов для одежды, обуви. «…»

Учитель. Что новое узнали о домашних животных?

Учитель. Какую же пользу приносят домашние животные?

Учитель. Хотела ли мама дяди Фёдора иметь домашних животных? Какая польза была от кота? От собаки? От коровы? (Ответы учащихся)

Учитель. А что вы знаете о корове?

Учитель. Вот какие интересные сведения подготовил ваш одноклассник о корове.

Корова

Часто коровы общаются друг с другом «мычанием». Это помогает им поддерживать контакт, особенно в темноте. Они также используют множество движений и гримас.

Коровы известны тем, что дружат всю жизнь.

Коровы всегда ждут старших и слабых членов стада. Когда коровы возвращаются на дойку, выбирают вожака, чтобы показывал дорогу.

У коров прекрасное чувство обоняния и слуха. Они слышат высокие и низкие частоты лучше, чем люди, и могут различать запахи с расстояния 8 километров.

Шерсть коров подобна снежинкам – каждое пятнышко уникально, и нет двух полностью одинаковых.

Коровы, живущие в стаде, будут сообща защищать детенышей.

Словарная работа: обоняние – ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе (или растворенных в воде — для животных, живущих в ней).

Учитель. Что новое узнали о корове?

Учитель. Сейчас я предлагаю поработать в группах. Вам необходимо будет составить задачу-описание по схеме: ?→размер→где живёт→чем питается→польза для человека. (Демонстрация алгоритма учителем)

Учитель. Вы прослушали загадки ваших одноклассников. Так чем же питаются домашние животные? (Учащиеся перечисляют: мясо, молоко, трава и т.д.). Дикие животные питаются так же, как и домашние. Так есть ли между ними какое-нибудь отличие? (Да, в добыче питания)

Учитель. Вокруг нас находятся дикие и домашние животные, как человек должен относиться к тем и другим? Как вы думаете, всем ли животным нужна помощь и забота человека? (Учащиеся делают вывод: без заботы человека, животные погибнут)

Учитель. Как люди заботятся о домашних животных?

Учитель. А как люди заботятся о диких животных?

І V . Закрепление

Учитель. А теперь давайте сравним полученные знания о диких и о домашних животных. (Затрагивается тема подготовки к зиме)

Учитель. Как человек должен относиться к домашним и диким животным?

Учитель. А теперь давайте поиграем.

Игра «Верно – неверно»

  1. Кролик живёт в лесу. «-»
  2. У коровы ребёнок – жеребёнок. «-»
  3. Коза даёт молоко. «+»
  4. Кролик любит косточку. «-»
  5. Собака ловит мышей. «-»
  6. Свинья любит купаться в грязи. «+»

Вывод: домашние животные дают больше пользы, когда о них заботятся.

V . Рефлексия

Закончить фразу:

  • Я могу похвалить себя…
  • Я доволен собой, потому что…

Дополнительный материал для сообщения

Собака

Люди вывели более 300 видов собак. И все они происходят от одного предка – волка. Крупные и сильные овчарки – отличные служебные собаки. Собаки-проводники помогают слепым. Ньюфаудленды, или водолазы, чёрные лохматые гиганты на толстых лапах, хорошо плавают и ныряют, их учат спасать утопающих. Собаки – очень умные животные: они легко поддаются дрессировке. Могут преодолеть сотни километров, чтобы вернуться к своему хозяину. У собак отличная пам"ять. Рассказывают, что одна пограничная собака через 20 лет опознала и загрызла шпиона, который убил её первого хозяина.

Кот

Устройство тела и повадки говорят о том, что коты – хищные животные. Острые когти втягиваются в подушечки лап, поэтому у них бесшумная походка. У котов отличный слух и хорошее зрение. Своих детёнышей кошка вскармливает молоком. Она заботливая мать. Может вскармливать и чужих детёнышей – щенков и даже мышей. Когда люди вселяются в новый дом, первой туда впускают кошку.







ЖИВОТНЫЕ

ДИКИЕ

ОМАШНИЕ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ЗИМНЯЯ СПЯЧКА

ЗАБОТА ЧЕЛОВЕКА

ПОЛЬЗА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИТАНИЕ

ЖИВОТНЫЕ

ДИКИЕ

ДОМАШНИЕ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ЗИМНЯЯ СПЯЧКА

ЗАБОТА ЧЕЛОВЕКА

ПОЬЗА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИТАНИЕ

МЕСТО ОБИТАНИЯ

ПИТАНИЕ

ЗАБОТА ЧЕЛОВЕКА

ПОЛЬЗА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3552. Индивидуальные домашние задания по химии. Химия домашние задания 475.47 KB
Методические указания включают индивидуальные домашние задания по следующим темам: классы неорганических соединений, химический эквивалент, строение атома, химическая связь, химическая термодинамика, химическая кинетика, концентрация растворов, ионные реакции и гидролиз солей, окислительно-восстановительные реакции, электрохимические процессы, свойства металлов.
3350. Труд как фактор производства. Труд и услуги труда. Кривые спроса и предложения на услуги труда 4.16 KB
Труд и услуги труда. Кривые спроса и предложения на услуги труда. Отличительной чертой рынка труда является присутствие на нем важнейших институтов профсоюзов корпораций государства без учета которых невозможен анализ спроса и предложения. В связи с этим на рынке труда принятие решений зависит не только от фирм но и самих экономических субъектов.
3533. Право на труд 6.8 KB
Признано в статье 23 ВДПЧ статье 6 МПЭСКП статье 1 ЕСХ статье 6 СанСальвадорского протокола к Американской конвенции о правах человека статье 15 Африканской хартии прав человека и народов. Закреплялось в статье 118 Конституции СССР 1936 года статье 40 Конституции СССР 1977 года. В статье 37 Конституции России закреплено право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 год в статье 23 провозглашает что каждый человек имеет право на труд на свободный выбор работы на...
3548. Домашние задания по химии и методические указания по их выполнению 229.61 KB
Настоящие домашние задания предназначены для систематической работы студентов всех специальностей над курсом химии в соответствии с учебной программой. Выполнение заданий способствует выработке у студентов навыков самостоятельной работы.
6261. Динамический, статический, умственный труд и изменения в организме 15.46 KB
Она подразделяется на два вида работы: динамическую и статическую. Для выполнения работы нужна энергия которая получается в организме как результат сложных химикобиологических реакций расщепления углеводов. В процессе физической работы в мышцах происходят окислительные процессы требующие расхода кислорода. Тяжелые работы требуют больше энергии и соответственно больше кислорода.
3135. Единство и дифференциация (различие) правового регулирования труд 5.49 KB
Дифференциация в правовом регулировании труда дифференциация трудового права проводится по следующим учитываемым законодателем при нормотворчестве устойчивым шести факторам основаниям: а вредность и тяжесть условий труда. При этом установлены сокращенное рабочее время дополнительные отпуска повышенная оплата труда; б климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему местностей; в физиологические особенности женского организма его материнская функция.
3580. Готовые домашние задания к английскому языку. Методические указания К УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 212.44 KB
Настоящее учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов, работающих по учебнику «Английский язык» авторов: Голубев Анатолий Павлович, Балюк Наталия Владимировна, Смирнова Ирина Борисовна для студентов средних профессиональных учебных заведений, издательский центр «Академия», 2011 год.
21388. КУЛЬТУРА И ДОСУГ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 36.74 KB
Характеристика работы Муниципального бюджетного учреждения Дома культуры Строитель в области досуга людей старшего поколения. Прекращая трудовую деятельность снижается уровень материального благополучия у людей при этом с возрастом ухудшается здоровье слабеет память сужается круг общения постепенно уходят из жизни ровесники дети и родственники постоянно заняты своими семьями. Тем не менее отметим что экономическая ситуация в России побуждает пожилых людей активизировать свою позицию жить...
4976. Возрастные особенности пожилых людей 44.53 KB
Изменение возрастной структуры населения ставит перед обществом множество вопросов в том числе и психологических: что наполняет внутренний мир стареющего человека имеется ли здесь специфика по сравнению с предыдущими возрастными фазами и если да то в чём она Подобные вопросы диктуются прежде всего практикой ибо ответы на них дают сведения о личном статусе и стили жизни в старости что позволяет при необходимости осуществлять их коррекцию в целях не просто продления жизни но сохранения её по возможности полноценной и активной...
4357. Евакуація людей із приміщення під час пожежі 6.75 KB
Евакуація людей із приміщення під час пожежі. Захист людей у разі пожежі є найважливішим завданням всієї системи протипожежного захисту. Рятування являє собою вимушене переміщення людей назовні при впливові на них небезпечних факторів пожежі або при виникненні безпосередньої загрози цього впливу. Вимушений процес руху людей з метою рятування називається евакуацією.

Тема. Труд людей зимой

Задачи:

    показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей моделировать предложения по опорным картинкам; развивать связную монологическую речь при составлении рассказа по плану, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями;

    развивать мышление на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные навыки;

    воспитывать эмоциональную адекватность поведения, заинтересованность к окружающему миру.

Ход урока

    Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Говорим старательно.

    Упражнение по классификации

    Разделите слова (картинки) на 2 группы: метель, летняя река, вьюга, земляника, снегопад, загар, сугробы, цветок, заносы, плавать в реке.

    Какие времена года характеризуют эти предметы, явления?

    Какое время года сейчас?

    Что происходит в природе зимой?

    Активизация словаря

    Подберите слова:

Убирать (что?)

посуду

вещи

урожай

заносы (снег)

Чистить (что?)

улицы от снега

кастрюли, раковины

обувь, одежду

мост ото льда

Кормить (кого?)

детей

птиц

животных

Ухаживать (за кем?)

за больными

пожилыми

детьми

птицами

животными

    Назовите словосочетания, относящиеся по своему смыслу к зиме. Попробуйте определить тему урока.

    Определение темы урока

    Актуализация опорных знаний

    Поиск соответствующего понятия «Каким бывает»

Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.

Зима (какая?) – морозная, холодная, длинная, вьюжная, метельная и т. д.

Снежинки (какие?) – … (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные и др.)

    Что могут делать снежинки – летать, кружиться, виться, танцевать, порхать …

    Массаж рук

    Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте.

    На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли. Давайте согреем свои пальчики дыханием. (Дуем – произносим Х-Х-Х)

    Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж).

Шишки в руки мы возьмём

Наши ручки разотрём

В руки перышки возьмём

И тихонько проведём.

(Чередуем шишки и пёрышки.)

    Речевая зарядка

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

    Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад )

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,

Белые пушинки.

    Ветер дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? (Метель, вьюга )

    Давайте послушаем, как воет вьюга (Аудиозапись ).

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга: «3-з-з-з-э-з».

( С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд )

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».

( Тихо, высоким голосом .)

Тяжело стонут Дубы! М м-м-м-м м».

( Громко, низким голосом.)

Стонут березы М-м-м-м-м-м».

( Тихо, высоким голосом .)

Шумят ели: «ш ш ш ш-ш-ш-ш».

Стихает вьюги: «С-с-с-с-с-с.

( Руки плавно опускать вниз )

    Изучение нового материала ( Презентация )

    Объяснительная беседа «Зима в городе и в селе»

    Назовите зимние месяцы. Давайте полюбуемся зимними пейзажами. СЛАЙДЫ 2-8

    Как называется сильный снегопад с ветром? СЛАЙДЫ 9-10 (Метель, пурга, вьюга. )

    Что происходит в городе в результате снегопада? СЛАЙДЫ 11-14 (Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т.к. они не расчищены.)

    Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот.

    С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и деятельность людей (не всех). Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

    Уборка улиц и дорог

    Кто чистит улицы? (Дворники, снегоуборочные машины .)

    Что делает дворник? (Расчищает дорожки во дворе, чистит подходы к подъездам дома, сбивает лёд, посыпает дороги песком ) СЛАЙД 15-16

    Что делают снегоуборочные машины? (Расчищают улицы, чтобы машины могли проехать .) СЛАЙДЫ 17-18

    Снег на дороге может задержать машину, и больной останется без помощи, школьники – без завтрака, люди – без хлеба и молока. Почему?

    Физминутка. Демонстрация движений

Выпал беленький снежок. (Дети становятся в круг .)

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег. (Машут руками перед собой .)

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши. («Ловят» снег. )

Руки в стороны, по швам – (Разводят руки в стороны, опускают .)

Снега хватит нам и вам.

    Ходьба по сугробам.

    Расчищаем дорожки лопатами.

    Сбиваем лёд.

    Выметаем снег метлой.

    Работы в саду

    Какие работы проводят в саду зимой? СЛАЙД 19 (Уплотняют снег около стволов деревьев)

    Какая опасность грозит зимой деревьям? (Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов)

    Работа в овощехранилищах

    Когда собирают урожай? (В конце лета и осенью .) А мы едим овощи, хлеб, фрукты всю зиму.

    Что делают люди зимой в овощехранилищах? СЛАЙДЫ 20-21 (Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой .)

    Работа в зернохранилищах

    Почему в зернохранилищах должно быть сухо и прохладно? СЛАЙД 22 (Чтобы зерно не гнило, не проросло.)

    Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

    Развитие моторики – переборка крупы

    Подготовка к весеннему севу

    Как люди готовятся к весеннему севу? СЛАЙД 23 (Проводят снегозадержание; вывозят на поля навоз (как удобрение; для снегозадержания); в механических мастерских ремонтируют сельскохозяйственную технику (тракторы, комбайны и др.)

Снегозадержание – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. (Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания.)

    Уход за животными

    А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? Домашние животные нуждаются в ежедневном внимании, заботе хозяев. СЛАЙД 24

    Как зимой люди заботятся о домашних животных?

IV . Закрепление

    Словарная работа

    Подберите слова близкие по смыслу (синонимы), объясните их значение:

Дворник – человек, убирающий улицы, чистильщик.

Снегопад – сильный снег.

Вьюга – сильный ветер зимой, со снегом.

    Упражнение в составлении предложений с опорой на картинки (можно использовать слайды презентации)

    Построение монолога «Расскажи о зиме по плану»

    Как ты заметил(а) наступление зимы.

    Её первые приметы в природе.

    Зимние месяцы.

    Повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой.

    Зимние забавы и развлечения.

    Труд людей зимой.

V . Итог урока

Литература

    Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

    Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.

Цель: Уточнить представления детей о труде людей зимой.

Задачи:

    Показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей моделировать предложения по опорным картинкам;

    Развивать связную монологическую речь при составлении рассказа по плану, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями;развивать мышление на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные навыки;

    Воспитывать эмоциональную адекватность поведения, заинтересованность к окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

На уроке мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так чётко и так внятно,

Чтоб было всем понятно.

II. Закрепление пройденного. Эмоциональный настрой.

Какое время года сейчас?

Какое время года изображено? (СЛАЙД 1) Почему?

Назовите зимние месяцы. (СЛАЙД 2)

Какой сейчас месяц?

Работа в тетрадях:

Запишите число.

А для того, чтобы урок прошёл в хорошем настроении, давайте послушаем красивую мелодию и полюбуемся зимними пейзажами. (СЛАЙД 3)

III Словарная работа с речевой зарядкой

1 Задание (индивидуальная работа на местах и у доски): Выберите слова, которые относятся к зиме (дождь, гололёд, метель , вьюга , снегопад, загар, сугробы, цветок, урожай) с разбором каждого слова и проговаривания звуков (у-у… - воет вьюга (тихо, громко); ш-ш… - шумят ели при сильном ветре (тихо, громко); ц-ц… - всё стихло.) (СЛАЙДЫ 4-5)

Итог: Мы определили слова – предметы, которые относятся к зиме.

2 Задание: (СЛАЙД 6) На доске тоже написаны слова, относящиеся к зиме. Прочитаем их.

Подберите вопросы: какой, какая, какие к этим словам, а затем соответствующие признаки.

Снег (какой) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.

Зима (какая) – морозная, холодная, длинная, вьюжная, метельная и т. д.

Снежинки (какие) – белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные и др.

Зарядка для глаз (самомассаж).

3 Задание: Следующее упражнение поможет нам определить тему урока, подобрав словосочетания (с вопросом: что делают?), относящиеся также к зиме. (СЛАЙД 7)

Итог: Как вы думаете, чему посвящена тема нашего урока?

(СЛАЙД 8)

Тема урока: «Труд людей зимой» На уроке мы уточним свои знания о труде людей зимой, и составим об этом рассказ. (Запись темы урока в тетрадях)

Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось много забот.

С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и труд людей. Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

IV Актуализация опорных знаний

Скажите, что происходит в городе в результате снегопада? (СЛАЙД 9)

(Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т. к. они не расчищены.)

- (СЛАЙД 10) Посмотрите на картинки и скажите, труд каких людей очень важен зимой? (Дворники) Эти люди работают в организации, которая называется ЖКХ (Жилищно-коммунальное хозяйство). Эта организация отвечает за то, чтобы люди могли спокойно ходить по тротуарам, а машины ездить по дорогам. И если вам не безразлично, в каком состоянии будут зимой дороги, то можете выбрать в дальнейшем эту профессию. Пусть она и не лёгкая, но приносит большую пользу другим.

(СЛАЙД 11) От снега и льда необходимо очищать не только улицы, но и крыши, железнодорожные и трамвайные пути.

Существуют специальные машины, которые помогают людям в этом тяжёлом труде. (СЛАЙД 12-13)

Физминутка «Мы построим снежный дом»

Вышли мы на улицу (маршируют)

Снегу намело! (руки вверх и в стороны)

Вот лопаты мы возьмём (работают лопатами),

Да и снег весь разгребём.

Протопаем дорожку

К самому порожку (топают ногами, продвигаясь вперёд)

Слепим круглые снежки (лепят снежки)

И огромные комки (показывают большой ком)

Мы построим снежный дом (маршируют),

Дружно жить мы будем в нём.

Итог:

1. На улицах городов, сёл и деревень люди убирают снег.

Чтобы определить следующий вид деятельности, вспомним словосочетания в начале урока и разберём одно из них – задерживать снег.

Как вы понимаете это выражение? Если в городе снег убирают, то в сельской местности снег на полях стараются наоборот сохранить и накопить ещё больше. По другому это называется – снегозадержание. СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. (Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания.) А в качестве удобрения вывозят на поля навоз.

Итог: 2. На полях проводят снегозадержание.

Какие работы проводят в саду зимой? СЛАЙД 26 (Уплотняют снег около стволов деревьев)

А для чего? (Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов)

- (СЛАЙД) Что ещё делают зимой с деревьями? (Их сажают. Оказывается, что высаженные зимой деревья хорошо приживаются)

Итог: 3 . В парках, скверах и садах сажают деревья.

СЛАЙД –Что это? Где хранятся овощи зимой?

Что делают люди зимой в овощехранилищах? (СЛАЙДЫ 27, 28)

(Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.)

СЛАЙД - А это что? (Зернохранилище. Там должно быть сухо и прохладно.) А как вы думаете почему? (Чтобы зерно не гнило, не проросло.)

Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

Итог: 4. Зимой люди следят за урожаем.

Развитие моторики (перебрать крупу)

Готовясь к весеннему севу люди (СЛАЙД) в механических мастерских ремонтируют технику для сельского хозяйства (тракторы, комбайны и др.). Как назвать одним словом? (сельскохозяйственная техника)

Итог: 5. В мастерских ремонтируют сельскохозяйственную технику.

А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? (СЛАЙД)

Как зимой люди заботятся о птицах и зверях?

Итог: 6. Зимой люди ухаживают за животными.

V. Закрепление

1.Проговаривание сделанных выводов о деятельности людей зимой (вставить пропущенные слова в предложения). Инд.работа (Аня) – работа на карточке «Подобрать соответствующее словосочетание».

2.Подобрать соответствующие картинки к полученным предложениям.

3.Составление рассказа по опорным картинкам.

V. Итог урока. Рефлексия.

Над какой темой работали? Скажите много забот у людей зимой? А вы об этом знали раньше? А чего не знали? А можете теперь сами рассказать о труде людей зимой, использую картинки?

(Выводы по теме урока раздать для приклеивания в тетрадях)

А на следующих уроках мы обсудим профессии людей, которые заботятся о домашних животных.