Хухлаева лабиринт души терапевтические сказки читать онлайн. Лабиринт души: терапевтические сказки

Лабиринт души. Терапевтические сказки
(под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева)
ВВЕДЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ
Теперь мы обращаемся непосредственно к вам , дорогие коллеги. Мы надеемся, что вы уже прочитали введение для родителей. Если нет,- настоятельно советуем вам сделать это, вернувшись назад.
Дело в том, что каждый психолог - в такой же степени родитель, как и все остальные, пускай хотя бы и в будущем. Одна из сложностей нашей профессии в том, что приходится совмещать две на самом деле различные роли - психолога и родителя (то есть «обычного», «нормального» человека). Это две совершенно разные жизненные позиции. Распространенная иллюзия говорит о том, что хороший родитель
- всегда психолог и наоборот. Но ведь достаточно ясно, что родитель - это «от бога», «от сердца»; воспитание собственных детей - это жизнь в самом глубоком и сокровенном понимании этого слова; это позиция максимальной «включенности» в процесс - любой «взгляд со стороны» будет отдавать фальшью и неискренностью. Психолог же - это профессия, работа, которой учатся; по определению, здесь присутствует позиция «снаружи» ситуации, т. к. «внутрь» мы только «путешествуем» чтобы узнать проблему. Можно обойтись и без долгих доказательств: психолог не «живет жизнь» со своим клиентом, родитель же делает именно это.
Итак, «разобравшись» со своим «внутренним родителем», можно «потешить» и «внутреннего психолога».
Эффективная работа со сказочными историями возможна и без всякой подготовки, здесь вы можете найти прекрасное приложение своей профессиональной интуиции. Однако часто возникает необходимость понять, что и как мы делаем. Анализ может принести сомнения, но это не означает его ненужности.
Сказочные истории, которые вы найдете в этой книге, имеют достаточно узкое и строгое определение - терапевтические метафоры. Этот термин возник и употребляется чаще всего в рамках
НЛП, но нам кажется, что его использование не связывает нас каким-то одним подходом и, следовательно, возможно провести его объективное рассмотрение.
Метафора - непростой термин по причине своей широкой распространенности и нечеткости употребления. Поэтому мы посчитали необходимым кратко изложить основные узловые элементы в теоретическом понимании метафоры, раскрывая специфику именно терапевтической метафоры.
Терапевтическая метафора - что это такое?
Метафора, в самых общих чертах, это перенесение свойств одного объекта на другой по принципу сходства или контраста. «Задача метафоры вскрыть смысл описываемого предмета». Что она успешно делает, характеризуя словом, принадлежащим к одному классу, слово из совершенно другого класса.
Общеизвестно, что метафора представляет собой определенный способ мышления , ведь «перенос значения с известного на неизвестное (описываемое) - один из способов усвоения новой информации».
Юбер и Мосс утверждали, что метафора выражает «ассоциацию по сходству». Наиболее распространенная точка зрения говорит о том, что метафора сравнивает одно с другим (два различных фрагмента действительности), взаимно обогащая их новыми смыслами.
С этим положением нельзя не согласиться. Однако метафора - не обычное сравнение. К.И.
Алексеев справедливо замечает, что основное отличие сравнения от метафоры заключается в том, что при сравнении сохраняется понятийная структура классификации. Если мы говорим: «Этот человек ведет себя как лиса», то мы не меняем принадлежности человека к классу людей, а лисы - к классу животных.
Просто мы утверждаем, что человек здесь обладает определенными характеристиками, присущими лисе,- сравниваем.
Когда мы, разгоряченно произносим: «Этот человек - лиса!», тогда для нас перестают быть важными классификационные отличия людей и животных. Мы строим новую классификацию, где данный человек и лиса стоят рядом. Мы создаем новый класс: «хитрые».
Здесь нельзя не упомянуть О.М. Фрейденберг, рассматривающую метафору как продукт распада семантически тождественного мифологического образа. В архаичном обществе, «качество» объекта (та же хитрость) мыслилось как его неотъемлемый «двойник». Сказать «человек как лиса» здесь значило про- вести тождество между человеком и лисой, то есть построить семантически тождественный мифологический образ.

В процессе разграничения субъекта и объекта «двойник» отделялся и получал возможность жить самостоятельной жизнью. Соответственно, мышление получило возможность различать отдельные качества и сравнивать объекты не целиком, а по отдельным параметрам (например, таким как «хитрость»).
Так появилась метафора - теперь человек и лиса могли быть объединены «хитростью», оставаясь при этом разными объектами. Однако метафору не стоит путать с понятиями, которые рождались на первый взгляд сходным образом. Основа метафоры - всегда образное, конкретное сходство. Логика понятия - от абстрактного к конкретному: понятие «хитрость» не может служить для обобщения лисы и человека как объектов разных классов. Понятие выразит это проще: «Этот человек - хитрый». Метафора же строит свою альтернативную классификацию. В том и заключается специфика метафоры, что о понятии, лежащем в ее основе, не говорится вслух. Это своего рода «разговор без слов», передача смысла без его открытого предъявления.
Законы организации метафоры лежат не в понятийной классификации, а в образном представлении мира. Метафора - это обобщение образов на основе пересечения их внешних характеристик. Причем характеристики эти могут быть как наблюдаемые (я знаком с хитрым человеком), так и культурные:
«лиса-хитрость, заяц-трусость». Поэтому то, что возникает на пересечении этих образов, «погибает» при попытке высказаться напрямую: образ принципиально не является понятием. Значит, передать можно только саму схему, путь этого образного обобщения , которое будет делать сам человек, услышав фразу:
«Этот человек - лиса!». Поэтому каждая метафора, в отличие от понятия, несет в себе неповторимый аромат индивидуальности и дает ощущение со-творчества автору.
Именно здесь лежит разгадка необычайной эффективности метафоры при работе с детьми. Детская картина мира представляет собой набор преимущественно образных и, следовательно, метафорических обобщений. Соответственно наиболее перспективным способом ее изменения будет предоставление ребенку новых образных обобщений - терапевтических метафор.
Надо подчеркнуть, что метафора - хрупкое «создание», разрушаемое при соприкосновении с понятиями. Следовательно, при создании терапевтической метафоры и при ее обсуждении следует быть очень осторожным. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы не нарушить образную целостность, чтобы результат работы психолога не сводился к усвоению понятий: «драться - плохо», «бояться - не нужно» и пр. Понятие все равно не будет усвоено должным образом, но метафорический образ может потерять целостность, а значит и эффективность.
Следуя этому дискурсу, необходимо проводить различие между символом, метафорой и мифом.
Символ есть, скорее всего, порождение образного мира взрослых. Это как бы метафора «наоборот» - совмещение двух обобщений в некоем едином образе. Так розы как символ любви объединяют в образе букета цветов два понятия - «цветы-розы» и «любовь». Это обобщение служит «прочувствованию» понятий, привнесению образной «свежести» в мир абстракций.
Метафора же - это, напротив, обобщение образов, причем предельно эмпирическое, приземленное. Дети гораздо большие прагматики, чем мы, им нужны непосредственные «руководства к действию», облаченные в метафорические «одежды».
Так же кардинальные различия отделяют метафору от мифа.
В психологической литературе часто смешивают волшебные сказки, мифы и специально придуманные метафоры. Однако эти феномены являются порождением совершенно разных форм мышления. Миф- способ мышления образами, которые представляют собой систему изначальных тождеств. Мифологический образ несет функцию тождества; «система первобытной образности - это система восприятия мира в форме равенств и повторений».
Сказки же, кроме бытовых анекдотов,- продукт мифологического мышления , несмотря на изменения, дошедший до наших дней в структурной сохранности. Сказки родились из мифов.
Соответственно, задача сказки - не дать ребенку конкретное руководство к действию и не показать область пересечения нескольких образов, что делает метафора. Волшебная сказка предназначена для того, чтобы показать ребенку внутреннее тождество всего мира (и, тем самым, осмысленность, законченность) на том языке, который понятен ребенку. Показать то тождество, которое мы с взрослением теряем и нахо- дим только в вере во что-либо.
Волшебная сказка - это своего рода «абстракция для детей», говорящая «обо всем мире сразу».
Метафора принципиально сосредоточена на конкретных образах, отличающихся друг от друга, однако чем-то схожих. Если вернуться к практике, можно сказать, что необходимость в метафоре возникает только тогда, когда рушится «волшебное тождество». К несчастью или к счастью, в наше время это происходит очень и очень рано.
Итак, метафора есть по сути дела наиболее удобная форма для передачи детям терапевтических сообщений. Однако надо понимать, что это требует немалого искусства и от нас - терапевтические послания должны нести форму образов и не быть похожими на абстракции, «выдернутые из рецептурного справочника» способы справиться с проблемой.

Беседа о природе терапевтической метафоры будет неполным, если мы не поговорим о самой форме их предъявления. С точки зрения эриксонианского подхода, чтение метафор есть работа с трансовыми состояниями сознания. Транс здесь понимается как состояние, когда фокус внимания пре- дельно сужен и отрешен от обычного повседневного сознания. Это высоко мотивированное для обучения состояние.
Определение транса как «обучения, зависимого от состояния», безусловно, относится и к метафоре.
Распознавание и интерпретация метафор - внутренний индивидуальный процесс ; в отличие от понятий, они не подаются «в готовом» виде. Мы лишь предъявляем материал, на основе которого ребенок произведет образное обобщение - создаст метафору. Исключительная зависимость этого процесса от состояния - налицо. Значит особое внимание, вне зависимости от психологических концепций, на которых мы основываемся в нашей работе, следует уделять форме предъявления историй и созданию условий концентрации внимания и сосредоточения.
Терапевтическая метафора в индивидуальной работе
При проведении индивидуальных коррекционных и психотерапевтических занятий с ребенком использование метафоры может оказать неплохую поддержку для повышения эффективности вашей работы.
Во-первых, метафора является прекрасным средством установления контакта с ребенком. Тем самым она снимает напряжение с психолога, переживающего о том, «как начать». «Привет, сейчас я расскажу тебе интересную историю»,- такое знакомство сразу переводит ваше общение в плоскость сотрудничества с ребенком, уничтожая монолог, ведет к диалогу. Для ребенка, в свою очередь, вы сразу становитесь фигурой, которую он может легко «вставить» в свою картину мира - «тем, кто рассказывает сказки».
Во-вторых, метафора является богатейшим материалом для процессуальной диагностики психологических трудностей ребенка. Его поведение во время чтения сказки, характер рисунка, выбранный сюжет, специфика обсуждения сказки - все это может дать информацию об актуальном психологическом состоянии ребенка.
Однако здесь нельзя давать строгих методологических указаний по принципу рецептов.
Интерпретация должна быть сугубо индивидуальна. Так, повышенное внимание, например, к ситуации бегства из дома может говорить либо о реальном чувстве обиды на родителей, либо о ситуации гиперопеки (когда ребенок сам выдумывает мотивы для «разрыва»). Значит, использование историй дает скорее материал для анализа и очерчивает рамки основных направлений исследования. Вам становится интересно, любопытно, что вызвало такую реакцию ребенка,- теперь вам уже не нужно задумываться о том, что же делать дальше.
В-третьих, метафора может являться основой для дальнейшего построения вашей психотерапевтической работы. Она как бы вскрывает пласты глубинных переживаний , требующих непосредственной психотерапевтической проработки. Чаще всего с детьми используется работа с рисунками. В таком случае рисунок воспринимается как проекция сознания ребенка и, значит, организованное его обсуждение есть опосредованная работа с сознанием.
Такая работа требует специальных навыков, мы лишь можем обратить внимание на подробнейшее изложение стадий психотерапевтического процесса с продуктами творчества ребенка, приведенное В.
Оклендер (9, с. 63-66).
В-четвертых, метафора имеет собственную ценность. С одной стороны, это предоставление ребенку различных вариантов преодоления жизненных трудностей и разрешения конфликтов. Задача психолога здесь - помочь ребенку усвоить главную идею сказки и увидеть возможности ее применения в его жизни.
С другой стороны, длительная работа со сказками приводит к формированию у ребенка «механизма самопомощи».
Дело в том, что систематическое предъявление детям метафор, даже не всегда соответствующих реальным проблемам ребенка, приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «в сложной ситуации
необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».
Таким образом, у ребенка развивается «механизм самопомощи». Он сознает, что необходимо искать силы для разрешения конфликта в себе самом. В этом случае силы обязательно найдутся, и «ты наверняка победишь трудности».
Групповая работа с использованием терапевтических метафор
Полностью все возможности терапевтической метафоры раскрываются на групповых занятиях с детьми. Здесь не имеет большого значения форма ваших занятий - тренинг, развитие внимания или урок английского. Метафора органично «вписывается» в контекст любой вербальной деятельности человека.
Организация работы здесь предельно проста и строится по триаде «рассказ-рисунок-драматизация», уже описанной нами, когда мы обращались к родителям.

И, безусловно, каждый этап только выиграет от подробного обсуждения с детьми сюжета сказки, тем рисунков и их чувств, вызванных разыгрыванием истории.
Необходимо, чтобы у детей в группе были равные возможности рассказать о своем рисунке, выразить отношение или принять участие в игре. Если вы ставите сказку - имейте в виду, что каждый желающий должен получить возможность побыть ее главным героем.
Наибольшую сложность всегда вызывает именно драматизация, поэтому мы остановимся на ней подробнее.
Занимаясь с детсадовской группой, ведущий назначает главного героя, а тот в свою очередь сам выбирает остальных. Оставшиеся дети - зрители, однако необходимо по возможности привлекать и их
- в качестве «массовки» (звери в лесу и т. п.). После распределения ролей, дети размещаются в «ска- зочном пространстве» (например в домике из стульев) и ведущий начинает читать текст, одновременно давая инструкции детям , что им нужно делать. Вся прямая речь должна быть четко проговорена каждым героем (повторена за вами). По возможности герой должен озвучивать свои мысли: «зайчик обиделся на свою маму» - ребенок с обиженным лицом говорит «я обиделся на маму, мне обидно».
Ключевые фразы обязательно акцентируются четкостью и громкостью проговаривания, а также повторениями. Необходимо приветствовать любые детские импровизации, мягко направляя их развитие в основное русло повествования.
Особое внимание необходимо уделить окончанию. Оно должно быть торжественно по форме и эмоционально по содержанию и обязательно включать в себя «залог» на будущее: «с этого дня.., теперь зайчик стал...».
Интересно, что часто дети, идентифицируя себя с героями сказок, сообщают об этом группе.
Иногда дети говорят, что и у них когда-то был подобный случай. Так, Андрей (6 лет) после прочтения сказки о «зайчике, который обиделся на свою маму» высказался так: «И со мной, похожее было,- я
разбросал вещи, мама меня поругала, а я обиделся».
Важно, чтобы ведущий в этой ситуации еще раз обратил внимание детей на положительный финал сказки, помог перенести его в конкретную ситуацию жизни ребенка.
С младшими школьниками разыгрывание сказки может проходить более «вольно». После того как дети освоятся с подобной деятельностью, можно начинать организовывать самостоятельные постановки, в которых роль режиссера выполняет один из детей. Дети 3-4 классов могут читать текст на память, сверяясь с полученным от вас материалом. Ваша роль здесь - либо «супервизора», стороннего наблюдателя, либо равноправного участника, играющего вместе с детьми, что, конечно же, более эффективно.
Также здесь могут начаться сложные импровизации либо развивающие сюжет сказки, либо
«уводящие» в сторону. Причем последние могут дать вам очень интересную информацию, являющуюся поводом для размышления о причинах такого «ухода» и их исследования. Все интересующие вас вопросы можно и нужно обсуждать в процессе групповой работы - часто это может превзойти эффект, полученный непосредственно от метафор , от их сюжета.
Часто уже в процессе обсуждения дети делают достаточно серьезные выводы. Так, после работы со сказкой «Облачко» мальчик Стас (10 лет) сказал, что некрасивый неуклюжий человек может быть красивым душой, добрым и приносить больше помощи людям, чем красивый. Галя (9 лет) заметила, что, если к некрасивому человеку относиться с теплом и с любовью, он станет намного красивее.
Иногда дети обращаются к содержанию сказки в последующие дни. «Как тот ежик» - через полгода после чтения сказки говорили дети о ребенке, который привлекал к себе внимание деструктивными выходками.
Если же вы собираетесь использовать метафоры в работе с подростками, то здесь ситуация одновременно и сложней и проще. Проще - потому, что у них больше возможностей самостоятельной работы. Сложней - потому, что подростков не так-то просто подвести к необходимости участия в такой работе. Здесь уже трудно давать конкретные советы. Можно лишь подчеркнуть, что результат вашей работы будет находиться в прямой зависимости от вашего отношения к детям. Основа для общения с подростками - это естественность, искренность, уважение точки зрения другого и принятие их как личностей. Отнюдь не нужно под них подстраиваться - необходимо просто быть самим собой.
Хухлаев О.Е.


- Вы хотите получше узнать своего ребенка?
- Вы хотите стать ребенку ближе, сделать так, чтобы у вас получалось лучше понимать друг друга?
- Вам кажется, что у вашего ребенка психологические проблемы и трудности?
- Вам хочется развлечь своего ребенка так, чтобы это приносило пользу?
- Вам нужно помочь ребенку справиться с естественными возрастными трудностями?

Тогда терапевтические сказки для Вас! Читайте их ребенку вслух. Даже если ребенок прекрасно читает, важно, чтобы это делали вы. В этом случае содержание сказки как бы автоматически одобряется вами и разрешается для обсуждения. Да и потом, какое несказанное удовольствие можно получить от того, что "тебе читают!", хотя, в общем, уже совершенно не обязаны этого делать.
Читая ребенку сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как он слушает. Если беспокойный обычно ребенок замер - это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться - значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания. Может быть еще третий вариант: тема "болезненная" настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами на данную тему.
В процессе чтения можно просить ребенка высказывать свое мнение относительно течения сказки. Может быть, он что-то добавит (например: на что еще обиделся мишка), что-то наоборот изменит, выскажет свое мнение по поводу действий героев и сюжета.
Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. Здесь уже ваши возможности безграничны, - спрашивайте все, что вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с ребенком. В качестве основы для обсуждения можно использовать примерные вопросы, приведенные после каждой истории. Однако необходимо соблюдать два основных правила.

Во-первых, ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете ни единого слова из того, что он говорит. Вы вообще не употребляете выражения "правильно", "неправильно", "верно", "неверно", а говорите только "мне кажется", "на его месте я бы..." и т. п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.
Во-вторых, подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужно по возможности отдавать "бразды правления" в этом разговоре ребенку. Как только он хочет что-то сказать, - заканчивайте и слушайте его. Лучше всего если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете искренне на них отвечать.
Однако не стоит "затягивать" обсуждение. Если ребенок устал - это значит, что длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает очень много сил. Мы, взрослые, можем устать от получаса тяжелых переживаний больше, чем от дня работы. Поэтому лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям. Ведь основной принцип свободного диалога - удовлетворение желаний обеих сторон, то есть как ваших, так и ребенка.

Раздел подготовлен по книге: "Лабиринт души: Терапевтические сказки". Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е.

Некоторое время назад психолог нам порекомендовала обратить внимание на терапевтические сказки, направленные на решение определенных психологических проблем у ребенка. В сети, в свободном доступе выложено достаточно много произведений, но мне захотелось купить именно бумажную книгу. За сим пошла на "Лабиринт".

Цена книги "Лабиринт души. Терапевтические сказки" - 511 руб. Со скидкой обошлась за 427 руб.

Место покупки - ИМ "Лабиринт" .

Почему я решила приобрести именно ее? Подкупило большое количество сказок и широкий спектр проблем детского и подросткового возраста, охваченный в историях. Плюс положительные отзывы на сайте интернет-магазина.

Хухлаева Ольга Владимировна - доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

Хухлаев Олег Евгеньевич- кандидат психологических наук, профессор кафедры «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» Московского государственного психолого-педагогического университета.

А я-то думаю, что ж за язык повествования такой в некоторых историях?! Сразу можно понять, где сочинял студент отличник, а где троечник.))

Оформление

У нас 14 -е издание, из 175 страниц, бумага и печать офсетные. Страницы тонкие, просвечиваются. Книга формата А5 в твердой обложке. Картинок нет.



Стоит отметить, что с данной книгой очень удобно работать, так как в ней есть указатели направленности сказочных историй и ключевых фраз. Например: "Я плохой, у меня ничего не выйдет!", "Мама и папа больше меня не любят" .


Кроме того, присутствует разделение по возрасту слушателей. Таким образом, есть возможность подобрать сказку для конкретного ребенка.

В начале книги размещены обращения к родителям и психологам. В первом случае даны неплохие рекомендации, как работать с изданием. Во втором (к ак по мне, бестолковом) какое-то затяжное объяснение понятие "метафора".

Далее следуют 27 историй для дошкольников, 30 для школьников и 12 для подростков. В заключении две сказки для взрослых: описательная о любви; и депрессивная о силе детских переживаний. Первая хорошо бы зашла "тургеневским девушкам!. А вторая оставляет неприятный осадок и ощущение недосказанности.

По окончании каждой детской сказки приводятся вопросы для беседы с ребенком. В этом несомненный плюс издания.


Все сказки написаны предельно простым языком. Встречаются, как очень увлекательные красивые повествования, так и простенькие, с "коряво" составленными предложениями. Не мало ошибок и опечаток.

Большая часть произведений - это просто жизненные истории, где в роли главных персонажей вместо обычных мальчиков и девочек выступают животные. Но иногда попадаются и более "волшебные" сказки. Их и слушать интересней.

Откровенно говоря, многие сказки не нашли отклика у детей. Их внимание было явно поглощено другими вещами.

Как мы работаем с книгой терапевтических сказок "Лабиринт души".

Столкнувшись с тем, что в книге есть ошибки, обычно перед прочтением сказки детям, я просматриваю ее сама и решаю, стоит ли произведение внимания или нет. Иногда исправляю некоторые предложения.

Сказки, придуманные дошкольниками, как мне кажется, можно использовать в качестве отправной точки для развития собственной фантазии малыша.

Возрастное деление слушателей довольно-таки условное. Например, мой восьмилетний сын очень увлекся историей об индейце, помещенной в разделе для подростков. Она действительно здорово написана!

Заметила, что старший сын проявляет больший интерес к терапевтическим сказкам, чем младший, трехлетний. Возможно это связано с тем, что у младшего нет серьезных проблем. Хотя ему очень понравилась история о слоненке, который боялся темноты. Несколько раз просил ее перечитывать. И про Белочку-Припевочку. Видимо, его все-таки беспокоит собственная несамостоятельность.

Иногда прочитанная история заставляет ребёнка задуматься, и он сам изъявляет желание поговорить о проблемной ситуации. Думаю, что это хороший знак. Наше общение и обсуждение сказок благотворно влияет на поведение старшего сына.

Некоторые истории довольно примитивны, имеют незатейливый сюжет и явно озвучивают проблему. Такие я не читаю, а беру их за основу для собственных сочинений, наполняя подробностями и сдабривая приключениями героев.

На мой взгляд, во многих произведениях для дошкольников не хватает описательной части. Рассказывая ребёнку сказку, я обычно стараюсь сделать акцент на каких-то деталях, описать окружающую обстановку, будь то лес или африканская саванна. Хочется, чтобы ребенок живо представил себе окружающий мир героев, погрузился в сказочную атмосферу. Как мне кажется, этот момент особенно актуален, учитывая, что в книге нет иллюстраций. Но это лично мои причуды.))

С другой стороны, в чём проблема? Нет -- нарисуем! Ведь это один из приёмов работы в сказкотерапии. Поскольку младший ребенок у меня пока не рисует, мы с ним обычно садимся и начинаем обсуждать, какой момент ему больше всего запомнился из услышанного, какой рисунок он бы хотел нарисовать? Так рождаются иллюстрации.


Сказкотерапия. Метод драматизации

Я считаю, что книга терапевтических сказок "Лабиринт души" станет хорошей отправной точкой для думающих и любящих родителей. Поэтому рекомендую!

Снижаю балл из-за ошибок и некоторых откровенно слабых историй.

О методе сказкотерапии я слышала давно, но как-то не придавала ему особого значения, а зря. Поведение и желания сына постоянно ук азывали на то, что нельзя пренебрегать данным методом в психологической коррекции. Каждый вечер, укладываясь спать, сын просил рассказать ему сказку. Причем именно свою. Он сам выбирал персонажей (например, "сегодня расскажи мне про енотов"), а я начинала выдумывать различные сюжеты. Вот тут бы мне очень пригодилась книга терапевтических сказок под редакцией Хухлаевых. Но ничего, лучше поздно, чем никогда!

[битая ссылка] [email protected]

Введение

Сказка. Ещё сказка. Другая сказка. Много сказок, которые помогают ребёнку разрешить трудную ситуацию, найти силы внутри себя, поверить в успех. Они как маленькие капельки победы, счастья сформируют реку жизни вашего ребёнка, по которой он сможет плыть уверенно и радостно.


Что даёт сказка?

От чего уводит?


Позитивную модель жизни:


Трудно? Не получается?


Ищу силу внутри себя.


Успех и праздник.

От депрессивной модели жизни:


Трудно? Не получается?


Брошу, не буду стараться.


Я неудачник.


Позитивное восприятие ошибок:


Ошибся. Исправлю. В будущем стану умнее.


От страха ошибки:


Боюсь ошибиться. Я должен быть идеален. Ошибка – крушение моих надежд.


Каким детям нужны эти сказки? В современном мире – всем. Негативная информация, высокий темп обучения, недостаток у ребёнка времени для свободной игры способствуют тому, чтобы у детей формировалась неуверенность в себе, в окружающем мире, панический страх ошибок и многие другие душевные трудности.

Этому также способствует существующий стереотип о том, что главное – заботиться о здоровье физическом, пить полезные капли, а счастье само придёт. Не уделяется внимание психологическому здоровью ребёнка, хотя именно оно является и предпосылкой здоровья физического, и непременным условием счастья.

Давайте внимательнее отнесёмся к детской душе и подарим ей сказочные капельки счастья.

Вы ведь хотите, чтобы ребёнок вырос счастливым?

Как работать с этой книгой? Можно читать всё подряд в соответствии с возрастом ребёнка. Часть сказок будет интересна дошкольникам, а часть – младшим школьникам. Если ребёнок захочет, может нарисовать иллюстрацию к сказке. Если взрослый тоже порисует, это будет совсем хорошо. Можно сказки инсценировать. Полезно обсуждать их в виде диалога со взрослым. Примерно так.

– Мне понравилось в сказке… А тебе что?

– Мне показалось интересным в сказке… А тебе что?

– Для меня важным в сказке было… А для тебя что?

Недопустимым является вопрос «Чему учит эта сказка?». Она сразу превратится в назидательную историю, вызовет у ребёнка протест.

Чтение всех интересных ребёнку сказок повысит его рефлексию, позволит ему лучше понимать себя и других, а главное – сформирует механизм самопомощи: «В трудной ситуации ищи силу внутри самого себя, и ты обязательно победишь».

А можно подбирать ребёнку сказки, близкие его трудностям. Поэтому они сгруппированы в блоки, которые предваряют описания примерных поведенческих проявлений, соответствующих этой трудности. Если вы нашли 2–3 проявления у вашего ребёнка, значит, ему особенно полезны сказки из этого блока.

Не менее важным достоинством сказки является её обращение преимущественно к правому полушарию мозга, отвечающему за фантазию, интуицию, образные представления, творческие решения. В современных условиях обучение детей актуализирует у них преимущественно левое полушарие. Однако полноценная психика предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий. Многочисленные исследования показывают, что именно правое полушарие во многом отвечает за адаптивные возможности человека, позволяет без ущерба для здоровья перерабатывать стрессовые реакции. К примеру, оказывается, у народов Севера, вынужденных жить в сложных климатических условиях, правое полушарие обычно активнее левого. Аналогичная ситуация наблюдается в Японии. Получается, что сказка в определённой степени может скомпенсировать левополушарную направленность развития современных детей и косвенно способствовать повышению не только психологического, но и физического здоровья детей.

Итак, вперёд к сказке!

Сказки
для детей, которые

очень обидчивы

часто конфликтуют с ребятами

активны, легко возбуждаются, с трудом успокаиваются

не любят прикосновения чужих людей

Они видят мир так:

«Мир небезопасен, я буду нападать, чтобы защититься»

Отчего у ёжика выросли иголки

Ты, наверное, не знаешь, что когда-то давным-давно у ежей совсем не было иголок. А были они покрыты серым пушком, к которому легко прилипали небольшие грибы, ягоды и другие ежиные вкусности.

Но однажды в одной дружной семье родился необычный ёжик Кактус. На самом деле его звали Катусом, но в Кактус его переименовали ёжики, с которыми он играл и общался. Хотя играл и общался он совсем мало. Дело в том, что он или обижался на ребят и уходил от них, или сам обижал кого-то, толкался, обзывался, дрался. Ему казалось, что все к нему придираются. «Они ведь первые лезут», – так жаловался он взрослым, которые постоянно разнимали его потасовки.

И он уже так привык к этому, что подходя к ребятам, привычно сжимал кулачки, готовясь дать сдачи тому, кто ему что-то скажет, не так посмотрит. Ну а если заденет…

Понятно, что ребята его не любили.

«Как хорошо, что он сегодня не вышел во двор» – такие слова он иногда слышал, прячась от всех в колючих кустах барбариса и отщипывая от него кисленькие продолговатые ягодки. Обидные слова. Они заставляли ёжика всё сильнее и сильнее вжиматься в колючие ветки.

Взрослые тоже не очень любили его. Конечно, от него сколько проблем. Приходится разнимать его с ребятами, утешать обиженных.

И только мама ёжика всегда защищала его.

– Он у меня хороший, – говорила она, – вы просто его не знаете.

Но и она не могла помочь сыну.

Так и получилось, что ёжик подружился только с кустом барбариса. Только так он чувствовал себя спокойно. Барбарис с его иголочками надёжно защищал ежа.

И вот как-то раз ёжик подумал:

– А что если мне самому отрастить иголки – тогда я сам смогу себя защищать, никто не посмеет подойти ко мне.

Когда долго к чему-то стремишься, то обязательно это получаешь. И вот прошло какое-то время, у ёжика выросли крепкие колючие иголочки. Гордо растопырив их, он пришёл к ребятам.

– Ну-ка, принимайте меня играть, – сказал он, – только, чур, я буду главным.

Но ребята, увидев ежа в новом облике, сильно испугались и разбежались по своим домам. А на следующий день все тоже приобрели себе иголочки и уже щеголяли в новом наряде. А ёжику его иголки пользы никакой не принесли.

Все ребята умели отлично колоться, но не делали этого – зачем делать другому больно.

– Нет, будет мне всё-таки от иголок польза, – решил ёжик. – Ведь на них удобнее грибы и ягоды накалывать.

Пошёл он в лес, весь свой иголочный шарик припасами наполнил и пришёл к ребятам. Повернулся он к ним вкусной спинкой.

– Угощайтесь, – весело сказал он.

Удивились ребята, но уже очень хороши были ежиные припасы.

– А ведь и мы сможем колючками много принести, – обрадовались они. – Спасибо, ёжик, что надоумил нас колючими стать. Пойдём вместе в лес. Скоро праздник. Надо много вкусностей для гостей набрать.

С тех пор понял ёжик, как колючки для пользы использовать.

А ребята его каждое утро с нетерпением во дворе ждут.

Аварийный автомобиль

– Опять авария. Опять кого-то стукнул. Разбил стекло, зеркало. Поцарапал краску, помял кузов, – так выговаривал автомобилю механик в автосервисе. – Сколько можно тебя чинить и машины, которые ты разбил.

– Я нечаянно. Я не хотел. Это они виноваты, – оправдывался автомобиль.

Действительно, он почему-то не мог спокойно ездить по улицам, а что-то бил – чужие машины, фонари, заборы. И никакие наказания милиционеров на него не действовали, потому что происходило это не по его воле. Когда он ездил, внутри него появлялся непонятный страх, в котором он сам себе не мог признаться. Ведь в жизни его нельзя было назвать трусом. А на душе его было как-то неспокойно, словно он ожидал нападения на себя неизвестно откуда. И чего он ожидал, то с ним и происходило. Неизвестно откуда выныривали машины, которые он бил и сам об них больно бился.

– Что у тебя в голове, то и в жизни с тобой происходит, – сказал ему случайный пассажир, которого он подвозил домой после закрытия метро.

После очередной сильной аварии он вдруг вспомнил слова ночного попутчика.

– Не хочу я больше никого бить, – решил он. – Буду представлять себе свою жизнь без аварий.

Но, видимо, слишком уж часто ему в них побывать пришлось. Никак он от аварий в мыслях избавиться не мог.

Что делать? Стал он тогда караулить ночного пассажира, чтобы он дал ему совет. А пока караулил, сам придумал:

– Если я не могу жить без аварий, стану тогда помогать тем, кто в них попадает, – решил он.

Так он стал аварийным автомобилем. Если с кем что-то случится, он тут как тут. Инструменты предложит. Шины запасные. А на помощь он всегда так спешил, что о себе забывал. Поэтому даже не заметил, как страх пропал. А сам он в аварию не попадал с тех пор ни одного раза.

Я – первый

Как-то мне пришлось бывать в одной школе. Там я познакомилась с Сергеем – высоким красивым мальчиком с грустными глазами. Я решила, что он плохо учится, и попросила у него дневник. Но там были одни пятёрки. И тогда я обратила внимание на то, что Серёжа почему-то держится в стороне от сверстников. Была перемена. Кто-то из ребят водил ногами пинг-понговый шарик, кто-то рисовал на доске за спиной у учительницы. Девочки обменивались наклейками и оживленно болтали. И только Серёжа топтался около своей парты.

– Почему ты с ними не играешь? – спросила я.

– Мне папа не разрешает. Стоит мне подойти к кому-то, так у нас начинается драка.

– Но почему?

– Я всегда хочу только победы. Если меня толкнут, я толкну посильнее. Если обзовут, тоже толкну. Ну а если меня стукнут, то даже директор школы меня не остановит. Вы не думайте, что я драться люблю, просто не могу проигрывать. Я и в футбол не люблю проигрывать. И в уроках хочу быть первым. Вы же видели мой дневник.

После этого разговора я не видела Серёжу около года. Не приходилось бывать в этой школе. А когда пришла, то не сразу узнала его. Он не вырос, но глаза его горели каким-то особым огнём. Может быть, потому что он был занят, они с ребятами рисовали стенгазету.

Пока я удивлённо рассматривала Серёжу, ко мне подошла невысокая девочка.

– Меня зовут Катя, – представилась она.

– Я вижу, вы на Серёжу смотрите. А он у нас изменился. Хотите, расскажу, что произошло? В конце прошлого года в мае мы поехали на турслет. Там мы соревновались, кто быстрее пройдёт по трассе с препятствиями. Страшновато, конечно, но все справились. И уже собрались обедать, как заметили, что нет Серёжи и Наташки. Объявили общую тревогу, пошли их искать. Нашли уже в сумерках. Оказывается, Наташа повредила ногу, а Сергей решил тащить её в лагерь на себе. Они заблудились. Хорошо, что у них были спички. Вечером мы увидели их костёр.

Мы тогда спросили у Серёжи:

– Как же ты сошёл с трассы? Ведь ты же всегда хочешь быть первым.

– Она плакала, – ответил он.

И всем всё стало ясно.

Потом он ездил к Наташе в больницу, затем домой. В общем, они подружились. А в сентябре сели за одну парту. А теперь вот газету делают.

Тут Серёжа поднял глаза, заметил меня и слегка покраснел. Он подошёл ко мне, поздоровался и сказал:

– Я понял, что в жизни важнее всего.

А вы, ребята поняли?

Парковая роза

Однажды в сумерках, когда день встречается с ночью и становятся возможными всякие чудеса, в глухом углу сада зазвучали тихие голоса. Если прислушаться, можно было понять, что разговаривали две розы. Точнее, одна из них рассказывала другой свою историю.

– Я родилась в заброшенном парке, – рассказывала она. – Садовник ткнул меня в землю и, казалось, забыл обо мне. С детства мне самой надо было себя защищать. А сколько врагов окружало меня! Злобные сорняки тянули воду из-под моих корешков, иссушали мои стебли. Гусеницы батальонами заползали на мои листья. Бабочки, прикидываясь красавицами, поедали мои цветы. Мне было не только трудно, но и одиноко. Не чувствовать ничьей заботы, не видеть ласкового взгляда в свою сторону – это очень тяжко.

Но я справилась, выросла, поднялась над сорняками. Они уже не так стали мне докучать. Научилась колоть непрошенных гостей – гусениц.

Тут садовник вспомнил обо мне. Но зря я его так ждала, потому что пришёл он не с добром. Он стал выламывать мои веточки с цветами на букеты. И опять спасли меня только колючки.

– Ну её, все руки исколола, – как-то раз услышала я, – лучше буду рвать другие розы с шипами помягче.

– Наконец-то, – подумала я. – Одиночество лучше людей, от которых только боль и обиды.

Садовник окончательно меня убедил, что колючки всегда нужно держать остро заточенными. Они нужны, чтобы уметь отомстить обидчикам, защититься от опасностей, которые ждут на каждом шагу.

Но однажды в наш сад прилетела необычная птица на длинных ногах с хохолком на голове. Она любила по вечерам бродить по траве и выклевывать из неё букашек. Я любовалась ею издали, очень уж грациозно передвигалась она и так весело помахивала хохолком. Я и предположить не могла, что она подойдёт ко мне.

Сорняки в это лето так поднялись, что меня почти не было видно. Но однажды я услышала:

– Привет, как дела? Я тебе помогу.

Я не успела ответить, как птица попыталась склюнуть гусеницу с моего стебля. Я не успела предупредить, что этого делать не надо, что будет больно. Я с ужасом наблюдала за тем, как укололась птица.

– Сейчас она разозлится, накричит на меня и улетит, – думала я.

Но птица только слегка отстранилась и замерла. Через минуту она заговорила:

– Бедняжка, – сказала она мне. – Ты думаешь, что все против тебя. Ты привыкла защищаться. Я попробую доказать тебе, что мир прекрасен. Давай я тебе спою песню на ночь.

Птица стала прилетать ко мне каждый вечер. Мы разговаривали с ней о ветре и звёздах, об огромном озере, которое, оказывается, совсем рядом с нашим садом. Мне так хотелось посмотреть на него, но ведь розы не умеют двигаться.

– Я помогу тебе, – сказала она.

Но я ей не поверила. Но однажды утром я увидела садовника с длинной косой. Я привычно испугалась его. А он выкосил всю траву до самого забора. И моя мечта сбылась. Я увидела белые барашки волн, казалось, бескрайнего озера.

Я до сих пор не понимаю, как птица договорилась с садовником. Она больше не прилетала по вечерам. Но я знаю, она помнит обо мне, потому что я нашла на своих ветках её перышко.

Она обязательно прилетит. И я удивлю её. Я сделала свои иголки помягче. Я разрешаю садовнику рвать мои цветы. У меня ведь вырастут новые. Пусть моя красота приносит радость другим. В этом моё предназначение.

Роза замолчала. А, может быть, она ещё что-то говорила. Но задул сильный ветер, зашуршали листья на деревьях. А над озером раздавались громкие крики чаек.

Кусачая киска

Киске Алиске очарования было не занимать. Огромные глаза весело поблёскивали на её узенькой мордочке. Маленькие ушки двигались при каждом шорохе. Пушистая каштановая шёрстка так и просила её погладить. Киска была не только красавица, но умница и озорница. Хозяев своих она понимала с полуслова. Она любила стащить с тарелки кусочек котлетки, ни большой, ни маленький, такой, чтобы хозяева рассмеялись и не наказали её. Иногда она прятала за диван их тапки. Они, шутливо сердясь на киску, ползали на коленях и их искали. Все любили Алиску, несмотря на то, что она никому не давалась в руки. Если кто-то хотел приласкать её, она тут же выпускала когти и кусалась. Она кусала хозяев, их детей, гостей, ни для кого не делала исключения.

Почему так происходило? Оказывается, был в жизни Алиски тяжёлый период, когда ей нужно было от всех защищаться. Она была совсем маленькой, когда её принесли на склад, чтобы она там подросла и научилась ловить мышей. Там было много кошек и мало пищи. Поэтому кошки не обрадовались крошечной Алиске. Все они ополчились против неё. Так она научилась кусаться.

Когда она выросла, то превратилась в красивую кошечку. Тот человек, который потом стал её хозяином, залюбовался ею и взял её домой.

Однажды в доме появился странный кулёчек, завязанный синим бантом. Он периодически громко плакал, а взрослые толпились вокруг него, таскали его на руках и громко говорили:

– О, какой красивый, какой замечательный.

Алиске это совсем не понравилось. Красивой должны считать только её. Она тихо подошла к кулёчку, заглянула в него. Кроме банта, в нём ничего не было хорошего.

«Красненькая сморщенная мордочка с закрытыми глазками, – подумала Алиска, – ничего особенного». И на всякий случай куснула её.

Кулёчек издал страшный крик, на который сбежались все. Хозяйка схватила кулёчек и прижала к груди. А хозяин первый раз в жизни побил Алиску.

Ей было не столько больно, сколько обидно. Она убежала в дальнюю комнату и забралась на самый верх занавески. Окно было открыто, дул свежий ветер. Ей стало немного легче. Как вдруг сильным порывом её оторвало от занавески, и она, не понимая что с ней происходит, вывалилась из окна.

Когда Алиска пришла в себя, то тихо застонала. Чье-то незнакомое лицо склонилось над ней, а незнакомые руки приделывали к её лапе, которая сильно болела, какие-то палочки. Ей впервые почему-то не захотелось кусаться.

– Хорошо, что у вас второй этаж и газон под окнами, – сказал незнакомец кому-то. Алиска повертела головой и увидела рядом с ним своего хозяина.

– Всё, можете забирать её, – сказал он.

Хозяин бережно взял Алиску в руки и она, опять же, впервые робко прижалась к его боку. Хозяин, по-видимому, заметил это и свободной рукой погладил её:

– Дурочка, – сказал он ей. – Вот придумала из окошка падать.

«Я действительно дурочка, – подумала Алиска. – Как приятно, когда тебя гладят. А я сама лишала себя этого. Но впереди ещё жизнь. И я буду жить её по-другому».

Сказки
для детей, которые

боятся спать одни или без света

боятся монстров или каких-то других страшных персонажей

видят страшные сны

стремятся контролировать и планировать новые ситуации

их привлекают компьютерные игры со стрельбой и убиванием

Они видят мир так:

«Мир небезопасен, я боюсь его»

Девочка с мишкой

Жила-была девочка Света. Жила она в самом обычном городе, и были у неё самые обычные мама и папа. У Светы было много красивых игрушек, но особенно ей нравился маленький плюшевый мишка, которому она заменяла маму и пела ему песенки, убаюкивая его. Ложась спать, мама Светы рассказывала ей на ночь сказки и уходила, поцеловав её и пожелав ей «спокойной ночи».

Как только гас свет, Света накрывалась одеялом с головой, сильно зажмуривалась и старалась уснуть, прижимая к себе мишку. Под одеялом было душно и жарко, но выглянуть из-под него Света боялась. Ей казалось, что вокруг неё пляшут страшные, зловещие тени, которые длинными ручищами поймают её и будут мучить. Если уснуть не удавалось, то девочка начинала кричать и плакать, зовя маму. Приходила мама, включала свет, прижимала Свету к себе, убаюкивала её, и девочка засыпала: спокойная и уверенная, что мама рядом с ней и всегда сможет защитить её. Но однажды случилось так, что мама с папой должны были пойти в гости. Прежде чем уйти, мама рассказала девочке сказку, убедилась в том, что девочка спит, и спокойно погасила свет в комнате.

Неожиданно ночью Света проснулась, увидела, что вокруг неё темнота. Сердце её сильно забилось и слёзы сами собой покатились из глаз; она попыталась позвать маму, но поняла, что её нет дома. Ей стало ещё страшнее! Света подумала о том, что можно включить свет, но надо было встать и сделать несколько шагов, нет… от самой этой мысли мурашки бежали по коже… Света заплакала ещё сильнее, сжалась вся в маленький комочек, натянула на себя одеяло. Но тут она вдруг почувствовала, что плачет не одна, что кто-то ещё всхлипывает рядом с ней.

Девочка притихла, вылезла из-под одеяла. Это был плюшевый мишка, из глаз которого, точно росинки, капали слёзы.

– Ты тоже плачешь, ты тоже боишься темноты и этих страшных… которые вокруг нас…? Ничего, я помогу тебе, я не дам им тебя в обиду. Я буду рядом с тобой. Сейчас я расскажу тебе сказку, а ты вытри слёзы, закрой глазки и постарайся уснуть.

Света уложила мишку, совсем, как это делала мама, накрыла его одеялом и начала тихо петь колыбельную. Затем рассказала одну из тех сказок, которые обычно рассказывала мама.

В это время мама и папа вернулись. Папа услышал шёпот в комнате дочери, он приоткрыл дверь и увидел Свету, которая сидела на кровати и что-то говорила.

– Света, ты почему не спишь?

– Я включу свет, если тебе страшно…

– Нет, папочка, тише! Ты разбудишь мишку – это ему было страшно. Он сильно плакал, и я ему рассказала сказку. А теперь он спит и ничего не боится. И мне уже давно пора спать, спокойной ночи…

  • Добавлен пользователем bogdmar , дата добавления неизвестна
  • Отредактирован 04.01.2018 14:46

В книге представлены терапевтические сказки, предназначенные для психологической помощи детям от 3 до 15 лет. Терапевтические сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы, - это разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном языке.
Такие истории помогают детям находить выход из сложных ситуаций, выдерживать любые удары судьбы; с их помощью взрослый может лучше понять ребенка, стать ему ближе.
Книга будет полезна как для психологов, учителей и воспитателей, так и для родителей.Содержание:
Введение для Психологов.
Терапевтическая метафора — что это такое?
Терапевтическая метафора в индивидуальной работе.
Групповая работа с использованием терапевтических метафор.
Сказки для дошкольников:
Как Кенгуреныш стал самостоятельным.
Сказка о подсолнечном семечке.
Белочка-Припевочка.
Случай в лесу.
Сказка о Вороненке.
Сказка про ежика Витю.
Маленький гном.
Сказка о песике по имени Тобик.
Роза и ромашка.
Цветок по имени Незабудка.
Маленький медвежонок.
Сказка про Енота.
Помидор Сашка.
Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму.
Сказка о глупенькой маме (продолжение сказки о Зайчике, который обиделся на свою маму).
Гномик.
Рассказ про семью карандашиков.
Маленький Котенок.
Сказка о маленьком Тигренке.
«Серое ухо».
Смелый Гномик.
Медвежонок и Баба Яга.
Мышонок и темнота.
Белочка Нуся.
Слоненок, который боялся темноты.
Приключения медвежонка.
Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание.
Сказки для Младших школьников.
Фея Равнодушие и Страна Надежды.
Кенгуренок Вася.
Цветик-семицветик.
Медвежонок и Старый Гриб.
Котенок Маша.
Шустрик и Обжорик.
Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться.
Кораблик.
Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться?
Сказка о двух братьях и сильной воле.
Сказка о непоседливой Обезьянке.
Петя-Петушок.
Один обычный год, или Чрезвычайное происшествие.
Мальчик и Светлячок.
Девочка Надя и Баба Яга.
Сказка о Ежонке.
Рыцарь и Темнота.
Мальчик Сережа.
Тип и Топ.
Сказка про маленькое Облачко.
Маленькое Привидение.
Маленький Котенок.
Часы.
Хвостатик.
Гусеница-крапивница.
Нужная вещь.
Скрипочка.
Костерчик.
Ловкая Лапка.
На маленькой полянке.
Сказки для подростков:
Фламинго, или Скала Желаний.
Повесть о настоящем.
Щечка.
Светлячок.
Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море.
Байка про Егора-мухомора, девочку Машу, Серого Волка, лосей и мимолетную Бабушку.
Сказ о том, как Штирлицев свой страх победил.
Сказка о Дрюпе Дрюпкине.
История о славном Учмаге, учителе его Магуче и бедном, но вылеченном Аэроплане.
Бурин, или Когда ребенок становится взрослым?
День испытаний.
Детская Демократическая Республика.
Приложение.
Сказки для взрослых.
Жила-была Девочка.
Мамин подарок.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
  • Узнайте сколько стоит уникальная работа конкретно по Вашей теме:

Смотри также

  • Раздел: Психологический тренинг → Тренинг для дошкольников

СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 125 с. Книга представляет собой сборник программ, игр и упражнений, предназначенных для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Представленные программы имеют подробное описание, направлены на развитие эмоционального мира и экологических знаний детей. Издание адресовано психологам, воспитателям, социальным педагогам, учителям...

  • 12,12 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 11.06.2017 02:28
  • Раздел: Педагогическая психология → Программы по педагогической психологии

Практическое пособие. - М.: Генезис, 2002. - 208 с. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить в детский сад или в школу. Представленные в этом...

  • 4,28 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 06.07.2019 04:53
  • Раздел: Психокоррекция → Игротерапия

Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001. - 160 с. В книге рассматривается проблема общения и его роль в формировании личности ребенка. Дается подробное описание методик для диагностики межличностных и внутриличностных конфликтов, реальных психологических возможностей дошкольника и младшего школьника. Автор предлагает...

  • 31,40 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 19.03.2010 10:37
  • Раздел: Психодиагностика → Практикум по психодиагностике

М.: Айрис-пресс, 2005. - (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и авторские...

  • 73,34 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 09.01.2019 03:26