Курсовая работа налоговый контроль за применением контрольно-кассовой техники. Как проводится проверка ккт налоговой инспекцией Для подготовки кассовых машин к работе н\п необходимо

ФНС России рассмотрела ряд вопросов, касающихся порядка осуществления налоговыми органами функций контроля за полнотой учета выручки денежных средств с применением ККТ. (ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 17.10.12 № АС-4-2/17581)

КОГДА НУЖНО ПРИМЕНЯТЬ ККТ

При наличных денежных расчетах или расчетах с использованием платежных карт при продаже товаров (работ, услуг) все организации и индивидуальные предприниматели должны использовать контрольно-кассовую технику. Такое требование установлено пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ (далее - Закон № 54-ФЗ).

Статьей 7 Закона № 54-ФЗ функции по контролю за применением ККТ в первую очередь возложены на налоговые органы. При этом в полномочия налоговиков, согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ, -входит:

Контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона № 54-ФЗ;

Контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

Проверка документов, связанных с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники,
получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, воз-никающим при проведении проверок;

Проверка выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

Наложение штрафных санкций за нарушение требований Закона № 54-ФЗ.

А вот какими методами могут пользоваться фискальные органы в ходе осуществления указанного контроля, Законом № 54-ФЗ не установлено.

ВОЗМОЖНА ЛИ КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка отнесена к оперативно-розыскным мероприятиям, которые могут осуществлять только органы внутренних дел

Согласно позиции, высказанной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 1000/09 и от 02.09.08 № 3125/08, проверочная закупка допускается только как оперативно-розыскное мероприятие. Результат контрольной закупки, проведенной налоговыми органами, не может расцениваться в качестве доказательства, подтверждающего правонарушение.

После указанных решений налогоплательщики, ссылаясь на практику ВАС РФ, успешно оспаривали постановления ИФНС о привлечении к административной ответственности за неприменение ККТ. Поэтому в письме от 11.01.09 № ШС-22-2/1 ФНС России при решении вопроса о проведении контрольной закупки рекомендовала учитывать сложившуюся арбитражную практику в каждом конкретном регионе.

Однако чуть позднее Верховный суд РФ в постановлении от 24.07.09 № 46-ад09-1 изложил иную позицию: законодательство не содержит каких-либо запретов или ограничений на проведение контрольной закупки инспекторами, поэтому налоговые органы, выполняющие ее, действуют в пределах полномочий, определенных Законом № 54-ФЗ.

С 5 февраля 2012 года в силу вступил новый Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, утвержденный приказом Минфина России от 17.10.11 № 132н (далее - Регламент). В пункте 23 Регламента подробно описаны методы, которыми налоговые органы должны контролировать применение ККТ: «Проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекций включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установления факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)».

Перечисленные действия (процедуры проверки) производятся специалистами инспекций в следующих формах:

Контроль, основанный на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);

Аналитические процедуры, направленные на выявление фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

По сути, перечисленные мероприятия равнозначны контрольной закупке, хотя и называются по-другому.

Так как прописанные в Регламенте мероприятия противоречат позиции ВАС РФ, с целью предупреждения возобновления споров в арбитражных судах ФНС России решила принять превентивные меры и укрепить свои позиции, сославшись на выводы Верховного суда РФ, содержащиеся в постановлении от 24.07.09 № 46-ад09-1.

Вероятно, теперь следует ожидать возобновления проверок порядка использования ККТ со стороны налоговых органов в форме контрольной закупки и применения к налогоплательщикам административной от-ветственности.

Напомним, что статьей 14.5 КоАП РФ штрафы установлены в следующих размерах:

Для продавца-кассира - от 1500 до 2000 руб.;

Для руководителя организации или предпринимателя - от 3000 до 4000 руб.;

Для организации - от 30 000 до 40 000 руб.

ЕСЛИ ККТ ФУНКЦИОНИРУЕТ НЕ В СОСТАВЕ ПЛАТЕЖНОГО ТЕРМИНАЛА

ФНС России предупредила платежных агентов о том, что ККТ должна функционировать только в составе платежного терминала. Если платежные терминалы с ККТ соединены по каналам связи, то, по мнению налоговых органов, это является нарушением пункта 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ и части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.06.09 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ).

Платежные агенты зачастую используют следующий способ применения ККТ: физическое лицо вводит реквизиты платежа через меню платежного терминала, после чего информация о платеже автоматически передается для оформления и отпечатывания кассового чека на сумму внесенного платежа в контрольно-кассовую технику, установленную в торговом помещении. Тем временем платежный терминал отпечатывает квитанцию с предложением получения кассового чека на кассе, сообщение дублируется голосовым сообщением или уведомлением на экране платежного терминала. Этот способ позволяет платежным агентам экономить средства на установку ККТ в каждый платежный терминал.

ФНС России в комментируемом письме напомнила, что на основании Закона № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей кассового чека в момент осуществления платежа (ч. 1 ст. 5).

Арбитражные суды придерживаются иной точки зрения по этому вопросу. Их основным доводом при отказе в привлечении платежных агентов к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ является то обстоятельство, что понятие «состав» не подразумевает встраивания контрольно-кассовой техники непосредственно в корпус платежного терминала. Линии и каналы связи входят в состав платежного терминала и представляют собой единый неделимый комплекс.

По мнению судов, соединенная с платежным терминалом контрольно-кассовая техника является его частью, хотя и не установлена непосредственно в корпус платежного терминала. Такая позиция содержится в постановлениях Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.12.10 № А65-25684/2010, от 05.10.10 № А65-12016/2010, Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.12 № А60-24628/2012 и др.

ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ

Согласно пункту 35 Регламента и пункту 30 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17.10.11 № 133н, документы в ИФНС представляются налогоплательщиками в виде оригиналов или заверенных копий в срок, не превышающий одного рабочего дня с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции.

Кроме того, налоговые органы при перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой ЭКЛЗ ежегодно снимают показания о наличных денежных расчетах.

Законодательство не предусматривает направления в адрес налоговых органов запрашиваемых документов в электронном виде.

Не осуществляют налоговые органы и дистанционный контроль за оборудованием налогоплательщиков.

ОБ ОТДАЛЕННЫХ И ТРУДНОДОСТУПНЫХ МЕСТНОСТЯХ

ФНС России напомнила, что в силу пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ организации и предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местах, на территориях, поименованных в перечне, утвержденном субъектом РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Касающихся порядка осуществления налоговыми органами функций контроля за полнотой учета выручки с применением ККТ. (ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 17.10.12 № АС-4-2/17581)

КОГДА НУЖНО ПРИМЕНЯТЬ ККТ

– наложение штрафных санкций за нарушение требований Закона № 54-ФЗ.

А вот какими методами могут пользоваться фискальные органы в ходе осуществления указанного контроля, Законом № 54-ФЗ не установлено.

ВОЗМОЖНА ЛИ КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка отнесена к оперативно-розыскным мероприятиям, которые могут осуществлять только органы внутренних дел

Согласно позиции, высказанной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 1000/09 и от 02.09.08 № 3125/08, проверочная закупка допускается только как оперативно-розыскное мероприятие. Результат контрольной проведенной налоговыми органами, не может расцениваться в качестве доказательства, подтверждающего правонарушение.

После указанных решений ссылаясь на практику ВАС РФ, успешно оспаривали постановления ИФНС о привлечении к административной за неприменение ККТ. Поэтому в письме от 11.01.09 № ШС-22-2/1 при решении вопроса о проведении контрольной закупки рекомендовала учитывать сложившуюся практику в каждом конкретном регионе.

Однако чуть позднее Верховный суд РФ в постановлении от 24.07.09 № 46-ад09-1 изложил иную позицию: законодательство не содержит каких-либо запретов или ограничений на проведение контрольной закупки инспекторами, поэтому налоговые органы, выполняющие ее, действуют в пределах полномочий, определенных Законом № 54-ФЗ.

С 5 февраля 2012 года в силу вступил новый Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, утвержденный приказом от 17.10.11 № 132н (далее – Регламент). В пункте 23 Регламента подробно описаны методы, которыми налоговые органы должны контролировать применение ККТ: «Проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекций включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установления факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)».

Перечисленные действия (процедуры проверки) производятся специалистами инспекций в следующих формах:

– контроль, основанный на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);

– аналитические процедуры, направленные на выявление фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

По сути, перечисленные мероприятия равнозначны контрольной закупке, хотя и называются по-другому.

Так как прописанные в Регламенте мероприятия противоречат позиции ВАС РФ, с целью предупреждения возобновления споров в арбитражных судах ФНС России решила принять превентивные меры и укрепить свои позиции, сославшись на выводы Верховного суда РФ, содержащиеся в постановлении от 24.07.09 № 46-ад09-1.

Вероятно, теперь следует ожидать возобновления проверок порядка использования ККТ со стороны налоговых органов в форме контрольной закупки и применения к налогоплательщикам административной от-ветственности.

Напомним, что статьей 14.5 КоАП РФ штрафы установлены в следующих размерах:

– для продавца-кассира – от 1500 до 2000 руб.;

– для организации или предпринимателя – от 3000 до 4000 руб.;

– – от 30 000 до 40 000 руб.

ЕСЛИ ККТ ФУНКЦИОНИРУЕТ НЕ В СОСТАВЕ ПЛАТЕЖНОГО ТЕРМИНАЛА

ФНС России предупредила платежных агентов о том, что ККТ должна функционировать только в составе платежного терминала. Если платежные терминалы с ККТ соединены по то, по мнению налоговых органов, это является нарушением пункта 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ и части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.06.09 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ).

Платежные агенты зачастую используют следующий способ применения ККТ: физическое лицо вводит реквизиты платежа через меню платежного терминала, после чего информация о платеже автоматически передается для оформления и отпечатывания кассового чека на сумму внесенного платежа в контрольно-кассовую технику, установленную в торговом помещении. Тем временем платежный терминал отпечатывает квитанцию с предложением получения кассового чека на кассе, сообщение дублируется голосовым сообщением или уведомлением на экране платежного терминала. Этот способ позволяет платежным агентам экономить средства на ККТ в каждый платежный терминал.

ФНС России в комментируемом письме напомнила, что на основании Закона № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей кассового чека в момент осуществления платежа (ч. 1 ст. 5).

Арбитражные суды придерживаются иной точки зрения по этому вопросу. Их основным доводом при отказе в привлечении платежных агентов к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ является то обстоятельство, что понятие «состав» не подразумевает встраивания контрольно-кассовой техники непосредственно в корпус платежного терминала. Линии и каналы связи входят в состав платежного терминала и представляют собой единый неделимый комплекс.

По мнению судов, соединенная с платежным терминалом контрольно-кассовая техника является его частью, хотя и не установлена непосредственно в корпус платежного терминала. Такая позиция содержится в постановлениях Арбитражного суда Республики от 30.12.10 № А65-25684/2010, от 05.10.10 № А65-12016/2010, Арбитражного суда от 20.08.12 № А60-24628/2012 и др.

ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ

Согласно пункту 35 Регламента и пункту 30 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17.10.11 № 133н, документы в ИФНС представляются налогоплательщиками в виде оригиналов или заверенных копий в срок, не превышающий одного рабочего дня с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции.

Кроме того, налоговые органы при перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой ЭКЛЗ ежегодно снимают показания о наличных денежных расчетах.

Законодательство не предусматривает направления в адрес налоговых органов запрашиваемых документов в электронном виде.

Не осуществляют налоговые органы и дистанционный контроль за оборудованием налогоплательщиков.

ОБ ОТДАЛЕННЫХ И ТРУДНОДОСТУПНЫХ МЕСТНОСТЯХ

ФНС России напомнила, что в силу пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ организации и предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местах, на территориях, поименованных в перечне, утвержденном субъектом РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

Проверка ККТ налоговой инспекцией проводится в рамках надзора и контроля за соблюдением нормативных актов в сфере использования контрольно-кассовой техники. О том, что является предметом проверки и какими полномочиями наделены проверяющие, читайте в нашей статье.

Надзор в сфере применения ККТ

В соответствии с п. 2 ст. 7 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ) при проведении контроля в сфере использования кассовых аппаратов налоговые органы:

  • осуществляют мониторинг расчетов с использованием ККТ;
  • проводят анализ полученных данных мониторинга;
  • проверяют использование ККТ;
  • проводят удаленные проверки операторов фискальных данных;
  • проверяют соблюдение правил оформления и выдачи кассовых чеков и других подтверждающих документов, в том числе путем осуществления контрольной закупки.
  • выносят предписания об устранении выявленных нарушений.

Важно! Результатом проверки ККТ налоговой является установление факта соблюдения или несоблюдения проверяемыми пользователями кассовых аппаратов правил применения ККТ. При выявлении нарушений виновные привлекаются к административной ответственности. Административный регламент осуществления надзора и контроля утвержден приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2011 № 132н (далее — Регламент).

Проверка применения ККМ

Проверка правил использования кассовых аппаратов включает в себя следующие процедуры:

  • Проверку выдачи кассовых чеков и иных подтверждающих документов. Указанная проверка включает в себя в том числе контрольную закупку товара, его оплату наличными или с помощью банковской карты в целях установления факта выдачи (невыдачи) подтверждающего документа. Максимальный срок выполнения данного этапа проверки составляет 1 рабочий день. Контрольная закупка регулируется ст. 16.1 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).
  • Рассмотрение документов на ККТ. Проводится после окончания проверки выдачи чеков. Сотрудники налоговой службы рассматривают и проверяют документацию по использованию кассы.
  • Проверка соблюдения правил регистрации и использования ККТ. Проверяется соответствие кассовой техники, кассовых чеков и других подтверждающих документов установленным правилам.

Обратите внимание! Общий срок проведения проверки устанавливается руководителем налоговой инспекции и не может превышать 20 рабочих дней (п. 19 Регламента).

Проверка документов на ККТ

Данная процедура производится открыто с предъявлением сотрудниками налоговой службы пользователям кассовых аппаратов поручения на проведение проверки и своих служебных удостоверений. При проведении проверки проверяющие рассматривают:

  • журнал кассира;
  • акты о возврате денежных средств клиентам;
  • распечатки отчетов из фискальных накопителей;
  • бланки строгой отчетности и другие документы;
  • паспорт ККТ, договор с оператором фискальных данных, документацию, связанную с приобретением, регистрацией, ремонтом, модернизацией техники, заменой фискальных накопителей.

Перечень приведен в п. 29 Регламента.

Обратите внимание! Запрошенные документы представляются пользователем ККТ в виде оригиналов или заверенных копий. При этом проверяющие не могут требовать нотариального заверения копий документов.

Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям

При осуществлении контроля сотрудниками налоговой службы в обязательном порядке проверяется:

  • цельность корпуса без следов вскрытия или разрушения, что исключает возможность изменения средств учета;
  • наличие модели ККТ и фискального накопителя в специальном реестре (подробнее читайте в статье «Какие онлайн-кассы входят в реестр ККТ согласно 54-ФЗ»);
  • соответствие заводских и регистрационных данных кассового аппарата;
  • исправность ККМ, в том числе возможность печати кассовых чеков и некорректируемую сохранность данных о произведенных расчетах;
  • соответствие реквизитов, отпечатанных на чеке, требованиям, установленным в ст. 4.7 закона № 54-ФЗ;
  • соответствие реквизитов бланков строгой отчетности и других подтверждающих документов установленным требованиям;
  • соответствие времени печати чека, указанного на нем, реальному времени;
  • соответствие фактического места установки ККТ данным, представленным при ее регистрации.

Важно! Для определения наличия возможности вносить корректировки или фальсифицировать документы, необходимые для полного учета расчетов, проводится проверка реквизитов, отпечатанных на чеке, в соответствии с документацией на применяемую модель кассы. В случае, когда необходимы технические или другие специальные знания, могут привлекаться эксперты.

Результатом процедуры станет установление фактов соблюдения или несоблюдения проверяемым владельцем ККТ требований к ККТ, порядку или условиям ее применения.

Полномочия проверяющих при проверке ККМ

В соответствии с п. 7 Регламента сотрудники налоговой службы при осуществлении проверки использования ККТ имеют право:

  • запрашивать и получать различные необходимые сведения, пояснения и документы письменно или посредством размещения запроса в кабинете ККТ;
  • осуществлять беспрепятственный доступ к ККТ, в том числе к данным, хранящимся на фискальном накопителе;
  • получать документацию от проверяемого пользователя ККТ;
  • проводить контрольные закупки в целях проверки выдачи кассовых чеков и других документов, подтверждающих прием денежных средств;
  • взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
  • выносить предписания об устранении выявленных нарушений и привлекать виновных к административной ответственности.

Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов

Права владельцев ККТ во время их проверки в общем виде оговариваются в ст. 21-24 закона № 294.

Применительно к узкой ситуации пользователи и владельцы проверяемых кассовых аппаратов в соответствии с п. 9 Регламента имеют право:

  • на личное присутствие при осуществлении проверки;
  • дачу пояснений и объяснений по предмету проверки;
  • получение от сотрудников налоговой службы информации о предмете и сроках проведения проверки;
  • получение результатов проверки (акта, составленного по результатам проверки);
  • выражение несогласия с результатами проверки или действиями (бездействием) сотрудников налоговой инспекции при осуществлении проверки;
  • обжалование действий (бездействия) проверяющих как во внесудебном (руководителю налогового органа, осуществлявшего проверку), так и в судебном порядке.

Важно! В рамках досудебного порядка проверяемые лица могут обратиться с жалобой устно или письменно, в том числе можно отправить электронное обращение на сайт ведомства. В жалобе в обязательном порядке следует указать название органа, куда направляется сообщение, суть обращения и обратный адрес, по которому должен быть направлен письменный ответ. Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней с момента ее регистрации.

Оформление результата проверки

По результатам проведения проверки составляется соответствующий акт на бумажном носителе в 2 экземплярах. Все исправления в нем должны быть оговорены и заверены подписи указанных выше лиц. Обязательными атрибутами акта являются:

  • Дата его оформления.
  • Полное название владельца проверяемой ККМ, его ИНН и КПП, адрес местонахождения.
  • Ф. И. О. сотрудников налогового органа, проводивших проверку.
  • Перечень документации, полученной сотрудниками налоговой службы в ходе проверки.
  • Дата, когда проверочные действия начались, и дата, когда они были завершены.
  • Запись об отсутствии выявленных нарушений или детально изложенные, подкрепленные документально факты нарушений. В последнем случае необходимо также сделать ссылку на нормативные акты, положения которых были нарушены. При выявлении фактов нарушения законодательства о ККТ сотрудники налогового органа возбуждают производство по делу об административном нарушении.

Обратите внимание! Акт подписывается сотрудниками налоговой службы, осуществившими проверку, и проверяемым лицом. Последнее может изложить свои замечания непосредственно в акте или в отдельном документе. Если лицо уклоняется от подписания акта или вообще отсутствует при проведении проверки, в акте делается соответствующая запись и документ направляется по почте заказным письмом.

Ответственность за нарушение порядка использования ККТ

Ответственность за неправильное применение ККТ и нарушение обязанностей проверяемой стороны установлена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

П. 4 названной статьи предусматривает наказание:

  • за применение техники, не соответствующей требованиям закона № 54-ФЗ;
  • нарушение порядка регистрации ККТ, сроков и условий ее перерегистрации;
  • нарушение порядка и условий применения ККТ.
  • предупреждения или адм. штрафа от 1 500 до 3 000 руб. на должностных лиц;
  • предупреждения или адм. штрафа от 5 000 до 10 000 руб. на юрлиц.

Такой же размер наказания устанавливает п. 5 данной статьи за непредставление документов по запросам налоговой инспекции или просрочку в их предоставлении.

П. 6 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность:

  • за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
  • невыдачу указанных документов на бумажном носителе.
  • предупреждения или адм. штрафа в размере 2 000 руб. на уполномоченных лиц;
  • предупреждения или 10 000 руб. адм. штрафа на юрлиц.

Итак, проверка правильности использования кассовых аппаратов проводится сотрудниками налоговой службы путем контрольной закупки, рассмотрения документации, связанной с эксплуатацией ККТ. Кроме того, изучаются сами кассовые аппараты на предмет цельности их корпуса, исправности, правильности выдачи (отправки) отчетных документов. В случае выявления нарушений виновные привлекаются к административной ответственности.

Согласно поступившим в ОП РФ обращениям, предприниматели сталкиваются с довольно серьезными проблемами при применении онлайн-касс. Об этом на состоявшемся вчера в ОП РФ круглом столе заявил Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий . Среди наиболее часто встречающихся замечаний он указал:

  • угрозу признания всех пользователей ККТ операторами персональных данных. Это влечет обязанность уведомлять Роскомнадзор о намерении осуществлять обработку персональных данных и соблюдать все требования, установленные для операторов ( , Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных"). За их несоблюдение предпринимателю может грозить штраф вплоть до 75 тыс. руб. ();
  • неопределенность правовых статусов дополнительных реквизитов кассового чека, не установленных Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ " " (далее – закон о ККТ). Это, например, способ расчета, предмет расчета, признак агента и данные поставщика;
  • отсутствие реальных способов корректировки технических ошибок и ошибок исполнителя, выявленных после закрытия смены (на следующий день или позже);
  • высокую стоимость оборудования (включая его настройку) и др.

Покупатель решил вернуть не подошедшую ему запчасть, не относящуюся к группе технически сложных товаров, и требует возвратить денежные средства – вправе ли продавец просить его предоставить документ, удостоверяющий личность, заполнить бланк заявления о возврате денежных средств, согласие на обработку персональных данных и поставить подпись в приходно-кассовом ордере? Ответ на эти и другие практические вопросы – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

С учетом выявленных проблем Владимир Винницкий озвучил следующие предложения:

  • установить перечень всех обязательных реквизитов чека, исключив из него лишние;
  • конкретизировать порядок исправления ошибок в отношении любых реквизитов кассового чека;
  • расширить перечень видов деятельности, для которых ККТ можно не применять (в частности, в отношении сфер с очень низким оборотом);
  • дать предпринимателям разъяснение об отсутствии ответственности по законодательству о персональных данных;
  • продолжить практику открытых классов ФНС России по разъяснению нового порядка применения ККТ;
  • разработать систему мероприятий по осуществлению общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на оптимизацию процесса перехода на онлайн-кассы.

Поддержали общественников и представители ТПП РФ. "На протяжении последних полутора лет мы в своей работе действительно сталкиваемся с жалобами представителей бизнеса, которые говорят о проблемах применения законодательства об онлайн-кассах. плохо работает в нетипичных условиях. Например, ИП может не иметь расчетного счета. Если он заплатит за наличку, ему пробьют чек, тут все понятно. Но он точно так же может взять и перечислить деньги со своего личного счета на счет компании за какую-то оптовую продажу, и вот тут возникают проблемы", – рассказала заместитель председателя Комиссии по бухучету, аудиту, налогам и правовой защите предпринимателей Уральской ТПП Марина Рыжкова .

Определенные проблемы признали и представители бизнеса. "Поддержу выступающих с точки зрения затрат – фактические затраты на первом этапе были выше исходных затрат, которые декларировались. Были проблемы, связанные с планированием, наличием в том или ином регионе фискальных накопителей. Также в результате перехода на новую ККТ произошла еще большая дифференциация: для крупных предприятий создаются более выгодные условия и одновременно происходит вымывание, уход с рынка средних и мелких предприятий, которые на региональном уровне были вполне значимы", – отметил директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов . Нагрузка на бизнес, по словам Марины Рыжковой, действительно выросла: "В регионах все действительно не так хорошо. Огромное количество людей закрываются как ИП и продолжают работать в "черную".

Что касается расширения перечня видов деятельности, при которых можно не применять ККТ, советник Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко полностью эту идею поддержал: "Мы направили в ФНС России список из 170 видов деятельности в сфере услуг с просьбой освободить их от обязанности применять онлайн-кассы". Помимо этого, эксперт упомянул о возможной альтернативе – специальном приложении, которое позволит представителям малого бизнеса, не имеющим возможности установить стационарный кассовый аппарат, исполнять требования закона о ККТ посредством мобильных устройств. "Либо приложение, либо исключение отдельных видов деятельности, где абсурдно применение ККТ. Если мы сможем все технически реализовать, освобождать дополнительно никого не надо – закачай приложение в смартфон и ходи с ним. Но если с приложением идея не получается, то нужно обязательно расширять перечень освобожденных от применения ККТ", – уверен эксперт.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Заместитель руководителя УФНС России по г. Москве Иван Шульга : " ".

Вместе с тем, по мнению заместителя начальника Управления оперативного контроля ФНС России Александра Сорокина , нет никаких оснований для того, чтобы приостанавливать или переносить исполнение требований закона о ККТ. "Вопросы в работе с онлайн-кассами существуют, но мы решаем их в рабочем порядке. ФНС России направила в регионы рекомендации, как организовать работу с онлайн-кассами. И один из пунктов гласит о смещении акцента с контрольного направления на разъяснительный. Заметьте, мы не обсуждаем истории, когда кого-то пришли и наказали. Наша задача – перевод налогоплательщика на новый порядок. Разъяснять, разъяснять и еще раз разъяснять. Никакой карательной функции нет", – заверил чиновник. Более того, он полностью поддержал инициативу продолжить работу открытых классов. "В каждом налоговом органе есть открытый класс, куда можно прийти, задать вопрос и получить ответ. Если дать ответ не удалось, эти вопросы аккумулируются и направляются в наш адрес и мы готовим общие развернутые ответы. Налогоплательщик также может бесплатно позвонить в наш контакт-центр и получить ответ. Допускаю, что на местах, возможно, не хватает компетенции ответить на какой-то вопрос, поэтому мы готовы подключаться в любом формате", – добавил Сорокин. Он отдельно подчеркнул, что за все время действия новых требований закона о ККТ, ему не поступило ни одного обращения о том, что кто-то из предпринимателей понес ответственность за нарушение правил обработки персональных данных.

Об отсутствии серьезных проблем при переходе на онлайн-кассы заявил и начальник Сводного отдела Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Алексей Заитов . А директор по маркетингу компании "Штрих-М" Татьяна Булавина обратила внимание на то, что практически все производители онлайн-касс готовы предложить представителям малого бизнеса технику по цене ниже 18 тыс. руб. Причем указанная цена включает не только саму кассу, но также фискальный накопитель и услугу оператора фискальных данных. "Потребности кассовой техники для крупного бизнеса несколько другие: у них другая проходимость, другой уровень нагрузки на технику, поэтому их техника дороже. Техника для малого бизнеса более простая, потому и дешевле", – пояснила она, добавив, что никакого дефицита ККТ нового образца на рынке не предвидится.

Антон Свириденко предложил повторно организовать круглый стол с участием уполномоченных органов власти, представителей общественных организаций и предпринимателей непосредственно перед или сразу после 1 июля этого года, когда очередная очень крупная группа налогоплательщиков попадет по действие . По его подсчетам, это потребует подключить около 1 млн касс нового образца. И если на этом этапе вновь будут озвучены те или иные практические проблемы, это потребует совместной работы над совершенствованием законодательства и/или правоприменительной практики.