Подворье Киево-Печерской Лавры. Церковь Успения Богоматери -Подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни

На набережной Лейтенанта Шмидта стоит красивейшая Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Монументальное здание поражает кажущейся легкостью и простотой. Благодаря таланту архитектора, это строение удачно вписалось в облик помпезного Невского проспекта и Васильевского острова.

Славная история Успенской Церкви

На теперешнем месте храма в 1721-ом году было заложено монастырское подворье с небольшой церквушкой и несколькими строениями. За свою историю оно несколько раз переходило от одного монастыря к ведению другому. В 1875-ом году его приобрела Киево-Печерская Лавра.

На тот момент маленькая церквушка не вмещала всех прихожан, а здания вокруг не отвечали требованиям монашеского подворья. Митрополит Киевский Иоанникий ходатайствовал о перестройке подворья. И вот в 1894-ом году был проведен конкурс среди архитекторов на постройку комплекса церковных зданий. Среди множества работ был отобран проект Косякова Василия Антоновича. В своем проекте ему удалось придать строению солидности и простоты, объединить уют домашней церкви с грандиозностью митрополичьего собора.

Здание выполнено в псевдорусском стиле. Нижняя часть постройки отделана серым гранитом. Верх выстроен из радомского песчаника и четырнадцати видов лекального кирпича. Чтобы внутреннее пространство храма было как можно просторнее, архитектор предложил оригинальное решение – пересекающиеся арки. Таким образом, ему удалось обустроить внутренне пространство церкви без колонн, и зал для ведения служб получился огромным, он мог вместить до двух тысяч прихожан.

На подворье помимо церкви были выстроены еще конюшни, жилые, бытовые и служебные помещения, был разбит уютный садик. Постройки были расположены так, чтобы оградить мирную монашескую жизнь от столичного города.

Восемнадцатого декабря 1897-го года было проведено освящение главного придела в честь Успения Пресвятой Богородицы. А уже через день освящен боковой придел, посвященный Антонию и Феодосию Печерским.

К 1900-му году строительство закончилось. До 1903-го года велась роспись внутренней части храма, которую осуществляли художники из мастерской Федора Соколова. Исследователи утверждают, что к росписи стен приложил руку и Виктор Васнецов.

В храме ежедневно проводились службы, работала большая библиотека, монахи несли свое послушание в стенах обители. Но грянула революция 1917- года и спокойная жизнь монахов и прихожан прекратилась.

Сначала подворье обрело статус приходской церкви. В 20-е годы из храма были вынесены все ценности. Власти не раз предпринимали попытки закрыть церковь. Здание хотели передать в ведение завода "Метприбор", но передача не состоялась. Позднее было решено снести строение. Прихожане собрали больше трех тысяч подписей в защиту храма. Последовал арест оставшихся при храме монахов и ряда активистов из числа прихожан. В списке сосланных на Соловки был певчий хора Гундяев Михаил Васильевич, отец нынешнего Патриарха Кирилла.

В 1935-ом году храм закрыли и в нем устроили склад. В 1961-ом году тут обустроили каток с искусственным ледовым покрытием. Бесценные росписи на стенах были попросту закрашены. Воздействие длительного холода и влаги разрушали стены и фундамент исторического строения.

Второе рождение и возрождение храма

В июне 1990-го года храм был возвращен православной церкви. Комиссия, проводившая оценку здания, вынесла вердикт, что оно не подлежит восстановлению. Но было решено восстановить строение в первозданном виде. И уже в 1993-ем году в боковом приделе начались службы.

В 1997-ом году начались работы по восстановлению росписи стен, которые ведутся до сегодняшнего дня. Был установлен иконостас по сохранившимся фотографиям. На звоннице установлены шесть колоколов.

Одной из первых начала действовать приходская библиотека при храме. Сегодня в ее архиве более двадцати двух тысяч экземпляров.

В последний год двадцатого века при храме открылся Институт религиоведения и церковных искусств. Здесь все желающие могут освоить иконопись, вышивку, церковное пение, богословие. Позже была открыта православная Гимназия. Мужской хор является еще одним сокровищем Успенского подворья. Стройное пение хора сопровождает каждую службу.

Церковь стала островком духовной жизни в самом сердце Санкт-Петербурга. Городское месторасположение способствует ее обширной социальной и просветительской деятельности. Она проводит активную благотворительную работу.


С Благовещенского моста, что ведёт на Васильевский остров, хорошо виден храм Успения Пресвятой Богородицы.
Место, где стоит храм, с XVIII-го века принадлежало монастырским подворьям: сначала – Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), потом – Псковского Архиерейского Дома. В 1875 году подворье приобрела Киево-Печерская Лавра.
Вначале храм на лаврском подворье был маленький, деревянный, душный… Он с трудом вмещал молящихся, особенно в праздничные службы и в дни служения Владыки Иоанникия, настоятеля Киево-Печерской Лавры, приезжавшего на заседания Святейшего Синода. И вот, в 1894 -1900 годах Киево-Печерское подворье было построено заново – с тем храмом Успения Пресвятой Богородицы, который сохранился до наших дней. Образы киевских святых и теперь украшают его своды.
Созданием проекта храма руководил выдающийся архитектор Василий Антонович Косяков.
Красивый, просторный храм обрёл многочисленных прихожан. Им нравились монастырские службы, совершаемые монахами из Киево-Печерской Лавры. Отовсюду, вплоть до входных дверей, было хорошо видно и слышно все богослужения, причем теснившиеся сзади богомольцы не замерзали благодаря грамотной системе обогрева в притворе.
Всего двадцать лет мирной жизни было отпущено Успенскому подворью Киево-Печерской лавры на Николаевской набережной. События 1917 года разрушили привычный уклад жизни. Быть верующим, церковным человеком становилось опасно.
С 1919 года начинается постепенное выселение «служителей культа» из келий под предлогом «уплотнения» жилья и предоставления его нуждающимся. А в ночь на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии Подворья. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежное обращение в СССР». Всех осудили по статьям 58-10 и 59-10 УК и отправили по этапу в северные концлагеря. Аресты продолжались до марта 1932 года, когда арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан последних монахов Подворья.
Однако, до конца 1933 года богослужения в храме продолжались, ещё существовал приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. Но вскоре самые активные члены прихода (всего 43 человека) были арестованы. Чекисты не гнушались арестами и несовершеннолетних детей, обвиняя их в подготовке убийства Сталина. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В 1934 году Успенская церковь была закрыта и превращена в склад.
В 1956 году в здании церкви начали строить первый в Ленинграде крытый каток. Открылся он в 1961 году. На нём проводили занятия все спортивные общества того времени. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. На льду храма тренировались фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов, ставшие впоследствии олимпийскими чемпионами и неоднократными призерами Европы и мира.
Со временем каток стал приходить в упадок и требовать всё больших вложений в ремонт здания бывшей Успенской церкви, которая постепенно ветшала. От постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.
В монастыре Оптина пустынь вопрос о создании своего Подворья в Петербурге рассматривался ещё до революции. Но только в 1991 году эти планы осуществилось – бывшее Киево-Печерское подворье стало подворьем Свято-Введенского мужского монастыря Оптина пустынь. Правда, когда представители монастыря ознакомились с состоянием Подворья, сложилось впечатление, что восстановить его практически невозможно: в алтаре – холодильные агрегаты, пола нет, стены испорчены сыростью, росписи замазаны семью слоями краски и штукатурки.
Но невозможное оказалось возможным – восстановление храма в настоящее время почти закончено.
В 1993 году в южном приделе храма возобновились богослужения.
Сейчас божественные службы в храме проходят ежедневно. Их украшение – пение мужского хора, возрождающего традиции древнего монастырского пения.
Прочитать о хоре и ПОСЛУШАТЬ Мужской Хор Успенского подворья Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге:

При Подворье действует институт религиоведения и церковных искусств с мастерскими, где можно обучаться иконописи, вышиванию и православному пению, изучить православное богословие. Подробнее - здесь.
Открылась православная гимназия.
Большая работа осуществляется по социальному служению: оказывается продуктовая и вещевая помощь малоимущим, пенсионерам и инвалидам. Проводится кормление бездомных. Для многодетных семей выдаётся материальная помощь из социальной кружки. Активные прихожане объединились в диаконию, оказывающую помощь братьям и сестрам по многим направлениям.
В Успенском храме находятся иконы с мощевиками: преподобных старцев Оптинских, преподобных старцев Киево-Печерских, преподобного Амвросия Оптинского, св. вмч. целителя Пантелеймона. Написанная в Афонском монастыре и подаренная храму икона Божьей Матери «Скоропослушница» завоевала горячую любовь прихожан; перед иконой Божьей Матери «Всецарица» каждую среду служится акафист.

На Васильевском острове, на набережной лейтенанта Шмидта, отражаясь в водной глади Невы, стоит красивый храм Успения Пресвятой Богородицы. Построен храм в 1895-97-х годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика.

Ранее на этом месте ранее находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В конце 1880-х годов оно было куплено Киево-Печерским монастырем, а в здании подворья была устроена домовая церковь.

Освящение главного алтаря и придела храма Успения Богородицы состоялось в декабре 1897 года. Весь комплекс подворья был закончен к 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Храм выполнен в русском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика. Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок, пролетом в 10 саженей, для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство.

В 1902-1093 годах были расписаны интерьеры храма московскими мастерами — Снегиревым, Струнниковым и Яковлевым под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал сам В.М. Васнецов. В храме пребывали иконы старинного письма, переданные из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским.

25 августа 1934 года президиум Леноблисполкома вынес решение о ликвидации храма и использовании его помещения под спортивный зал. 23 января 1935 года Успенская церковь была закрыта. Помещение сначала было приспособлено под склад Ленинградским военным портом.

В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону «Успение Божией Матери» передали в Князь-Владимирский собор.

В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь.

В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе.

В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день.

Сейчас на подворье есть общедоступная библиотека, в которой более 15000 книг, видео- и аудиотека; развивается и расширяется деятельность православного Института религиоведения и церковных искусств, уже четвертый год существующего при подворье. Сейчас в институте обучаются 70 иконописцев, 70 золотошвей, и около 70 учащихся изучают богословские дисциплины. При подворье действует воскресная школа, мастерские, книжная лавка.

На этом месте ранее находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В конце 1880-х годов оно было куплено Киево-Печерским монастырем, в здании подворья была устроена домовая церковь. В 1894 году дом был разобран и на его месте в 1895 – 1897 годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика построен нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Печерских Преподобных. Освящение главного алтаря и придела состоялось в декабре 1897 года. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году.

При всей богатой и тщательно выполненной отделке (зодчий применил излюбленный им желтый кирпич, 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаику), главным для него было достижение "солидности и простоты". Новаторство автора проявилось в применении пересекающихся арок для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Предполагается, что в создании настенной росписи (ныне на реставрации) участвовал В. М. Васнецов. Храм славился иконами старинного письма, переданными из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Стройный пятиглавый храм, высоко поднявшийся над соседними домами, играет важную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

В январе 1935 года храм был закрыт. В 1956 году в нем был оборудован первый в городе крытый каток с искусственным льдом, с которого начался расцвет ленинградской школы фигурного катания. Все фрески в интерьере храма сначала побелили, а потом закрасили масляной краской.

Храм вновь передан Русской Православной церкви в 1991 году. Восстановление здания потребовало огромных затрат. Ныне здесь располагается подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни. Художники-реставраторы под руководством Ярослава Штеренберга по сохранившимся кусочкам живописи, используя сложные технологии, восстанавливают росписи.



На этом месте ранее находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В конце 1880-х годов оно было куплено Киево-Печерским монастырем, в здании подворья была устроена домовая церковь.

В 1894 году дом был разобран и на его месте в 1895 - 1897 годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика построен нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Печерских Преподобных.

Освящение главного алтаря и придела состоялось в декабре 1897 года. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Своим внешним видом храм, выдержанный в русском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя - радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика.

Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал В.М. Васнецов. В храме пребывали иконы старинного письма, переданные из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы. После революции Успенский храм стал приходским. С июля 1919 года, до июля 1923 года храм относился к обновленческой церкви; с 11 июля 1923 по 1927 год - к Патриаршей Церкви; в 1928 году стал иосифлянским, с 1929 по январь 1935 год церковь относилась к Патриаршей Церкви.

25 августа 1934 года президиум Леноблисполкома вынес решение о ликвидации храма и использовании его помещения под спортивный зал. 23 января 1935 года Успенская церковь была закрыта. Помещение сначала было приспособлено под склад Ленинградским военным портом.

В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону "Успение Божией Матери" передали в Князь-Владимирский собор.

В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь (Святейший Патриарх Алексий являлся священноархимандритом обители). В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе.

В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день.

http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=34

История возникновения этого храма относится ко времени царствования императрицы Анны Иоанновны. На этом месте (до революции набережная Лейтенанта Шмидта называлась Николаевской) с 1766 года находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В здании подворья на втором этаже была устроена домовая церковь Рождества Христова.

В 1833 году архитектор А.И. Мельников повысил здание и изменил его фасад, внутри была выполнена новая роспись. В 1874 году подворье было куплено Киево-Печерской лаврой. В 1883-1884 годах храм расширили пристройкой и переделали по проекту Н.А. Мельникова. В 1893 году по проекту гражданского инженера А.М. Воробьева на углу здания выстроили часовню.

Замысел нового, трехпридельного храма принадлежал митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану, который пожертвовал на почин 20 тыс. руб. В 1894 году дом был разобран и на его месте в 1895 - 1897 годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика построен нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Печерских Преподобных.

Закладка церкви освящена 15 августа 1895 года архимандритом Феогностом. Освящение главного алтаря с хорами 18 декабря 1897 года осуществил митрополит Киевский Иоанникий. В храме был временно установлен иконостас из прежней подворской церкви. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Своим внешним видом храм, выдержанный в русском стиле, напоминал мемориальную церковь в Борках, возведенную на месте крушения поезда Александра III. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя - радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика.

Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок, пролетом в 10 саженей, для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой, мастерская Фролова - наружные мозаики храма. Иконы писали сестры столичного Новодевичьего монастыря. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал В.М. Васнецов. В храме пребывали иконы старинного письма, переданные из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским (настоятель храма - архим. Феогност (Пашков)). С июля 1919 года, до июля 1923 года храм относился к обновленческой церкви; с 11 июля 1923 по 1927 год - к Патриаршей Церкви (настоятель в 1926 г. - архим. Гурий (Егоров В.М.)); в 1928 году стал иосифлянским, с 1929 по январь 1935 год церковь относилась к Патриаршей Церкви (настоятели: 1929 г. - архим. Феодосии (Михайловский Иван Петрович), до 22 авг. 1930 г. - архим. Трифилий (Смага Трофим Арсеньевич) (арестован), 1933 г. - Ладыгин Николай Гермогенович, 1934 - янв. 1935 гг. - архим. Владимир (Кобец Константин Демьянович)).

25 августа 1934 года президиум Леноблисполкома вынес решение о ликвидации храма и использовании его помещения под спортивный зал. 23 января 1935 года Успенская церковь была закрыта. Помещение сначала было приспособлено под склад Ленинградским военным портом. В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону "Успение Божией Матери" передали в Князь-Владимирский собор.

В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь (Святейший Патриарх Алексий являлся священноархимандритом обители).

В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе.

В конце 1993 года в церкви возобновились регулярные богослужения, еще через три года начались работы по восстановлению наружного облика здания и реставрация интерьеров.

В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день. "В итоге мы получаем некие осколочки старой живописи, которые сохранились. Потом эти осколочки старой живописи промываются, расчищаются аккуратненько. И лишь потом наносятся на бумагу-кальку", - рассказывает Ярослав Штыренберг, ответственный за проведение реставрационных работ. Следуя этой сложной технологии, с кальки рисунок дорисовывается на планшете. Только после этого восстанавливают фрески.

Сейчас на подворье есть общедоступная библиотека, в которой более 15000 книг, видео- и аудиотека; развивается и расширяется деятельность православного Института религиоведения и церковных искусств, уже четвертый год существующего при подворье. Сейчас в институте обучаются 70 иконописцев, 70 золотошвей, и около 70 учащихся изучают богословские дисциплины. При подворье действует воскресная школа, мастерские, книжная лавка.