Сценарий классный час нужен ли я людям. Вступление - этап современного классного часа

Сценарий классного часа

«Игра-путешествие по городу Безопасности».

Сценарий подготовлен

учителем начальных классов

МОУ СОШ № 5 г.Пугачёва Саратовской области

Скакалиной Марией Алексеевной.

Цели:

1 . Формировать представления об основных источниках опасности, умения предвидеть возможные экстремальные ситуации, осуществлять безопасное поведение на улицах и дорогах, в природе, дома; действовать в случае возникновения угрозы здоровью и жизни.

2. Развивать способности, которые дали бы детям возможность правильно оценивать различные ситуации; совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности.

3. Воспитывать ответственность за жизнь и здоровье: своё и окружающих, воспитывать культуру поведения.

Содержание занятия:

Здравствуйте, ребята!

Жизнь, как бы сложна ни была, замечательна. Недаром мы все ею так дорожим. Однако на свете существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять её у нас. Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать их.

Какие опасные ситуации могут возникнуть вокруг нас? (Ответы детей).

Очень часто люди страдают из-за своей собственной неосторожности, неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков, оценить степень своей защищённости и принять необходимые меры. Любое из неприятных событий не случилось бы, если бы участники знали главные правила безопасного поведения:

    предвидеть опасность;

    по возможности избегать её;

    при необходимости действовать.

Предлагаю вам совершить путешествие в город Безопасности. Но улицы там непростые: улица Дорожная, площадь Спасателей, улица Пожарных, улица Санитаров. Отправляемся в путешествие!? Для этого нужно закрыть глаза, повернуться вокруг себя и произнести слова: повернулись, покружились, в нужном месте очутились. И вот мы оказались в городе «Безопасность». Улица Пожарных - Ребята, мы с вами улице «Пожарных », а сейчас я загадаю вам загадку: Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может, два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь.
Дети : - Это огонь. Посмотрите, кто нам встретился на этой улице?

Лисички (хором) Мы две хитрые сестрички,

Мы две хитрые лисички,

Мы из дома взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Ребята, подумайте, что является причиной пожара. (Ответы детей)

А знаете ли вы, ребята, чем можно потушить пожар? Как вести себя при пожаре?

Какие правила по пожарной безопасности мы должны знать?

1. Нельзя играть со спичками.

2. Не оставлять включёнными электроприборы без присмотра.

3. Не оставлять не затушенных костров.

4. Не поджигать сухую траву, тополиный пух, мусор в баках.

5. Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи.

А теперь поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья!» .

Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.

Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,

Бережёт родную школу от коварного огня?

Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор.

Кто соседской детворе объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром завершается пожаром?

(Это я, это я, это все мои друзья).

Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.

(Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья).

На привале кто в лесу жёг засохшую сосну?

А потом так поспешил, что костёр не затушил.

(Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья).

Видя, кто, сушняк в огне, знает точно: быть беде?

Ветку кто не поджигает, от пожара лес спасает?

Кто пожарным помогает, правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

(Это я, это я, это все мои друзья!)

При первых признаках пожара, нужно позвонить по какому номеру телефона? -Как правильно это сделать?

    назвать адрес, где горит;

    свой номер телефона;

    свою фамилию;

    на каком этаже горит;

    как лучше подъехать к дому;

    сколько подъездов в доме.

Все мы силы приложили,
И пожар мы потушили.
Было трудно, тяжело,
Но умение и ловкость
Нас от бедствия спасло.
.

Улица Дорожная.

Движенья полон город,

Бегут машины в ряд,

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Чтоб было безопасно,

Вам нужно, без сомненья,

Знать и выполнять

Правила…(дорожного движенья).

Давайте вместе вспомним правила дорожного движения .

Какие сигналы светофора вы знаете, что они обозначают?

Как на проезжей части обозначен пешеходный переход?

В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?

Как надо правильно переходить улицу, дорогу?

Можно ли перебегать через улицу, дорогу?

Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?

Где нужно стоять в ожидании автобуса?

Молодцы, ребята! Вы правильно отвечали на вопросы. А зачем нам нужно знать правила дорожного движения? (Ответы учащихся).

Проводится игра «Светофор» . Выходит мальчик в костюме Светофора и проводит игру. Участникам игры надо быть очень внимательными. Когда ведущий зажигает зелёный свет, ребята потихоньку начинают топать ногами, будто идут; когда горит жёлтый свет, дети хлопают в ладоши. При красном свете в классе должна быть тишина. Выигрывают ребята, которые более внимательны.

Ребята, посмотрите, кто нам повстречался на Дорожной улице?

(Дети разыгрывают сценку)

Выходит ученица в костюме Мухи-Цокатухи:

Я -Муха-Цокотуха

Позолоченное брюхо

Сегодня по шоссе я шла

Там я денежку нашла.

Чтоб не тратить время даром

Побежала в «Спорттовары»,

И купила там предмет

Что зовут велосипед.

Приходите, тараканы,

Всех, всех, всех вас прокачу!

Выбегают мальчики в костюмах Тараканов:

Тараканы все сбежались

И на «велике» катались!

Следом выходят девочки в костюмах букашек:

А букашки по три раза

По шоссе, за раз втроём.

Нынче Мухе - Цокотухе всё дозволено!

Мальчик в костюме Светофора:

Нет, не дозволено!

Автомобиль педальный

Не для прогулки дальней.

Внутри двора его пути,

А на дорогу не кати!

Муха-Цокотуха:

А если я куплю мопед?

Светофор:

До шестнадцати лет, не садись на мопед!

Если мала, не грусти – потерпи, подрасти!

Девочка в костюме Пчелы:

Здравствуй, Муха, я- бабушка Пчела,

Правила движения тебе я принесла

С ними муха подружись

Уж потом за руль садись!

Светофор:

Эту сценку неспроста

Мы вам показали

Если правила не знать,

Если их не выполнять,

То беды не миновать!

Повернулись, покружились, в нужном месте очутились .

Улица Санитаров

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор)

Добро пожаловать на улицу Санитаров. Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где-то далеко, там, где нас нет. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребёнок упал с дерева, ударился головой, кто-то пролил на себя горячий чай, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся. И если именно вы оказались рядом, то вам предстоит принять правильное решение.

Учащиеся рассматривают содержимое аптечки, учатся оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, небольших ранах (порезах, ссадинах, царапинах), при ожоге. - После оказания первой помощи необходимо обратиться к врачу или вызвать скорую помощь. По какому телефону? (по телефону «03») Повернулись, покружились, в нужном месте очутились .

Площадь Спасателей

Добро пожаловать на улицу Спасателей. Давайте рассмотрим конкретные ситуации и подумаем, как лучше вести себя в той или иной ситуации, чтобы не стать жертвой преступления, а также будем совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности.

    Если на улице к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь?

    Что ты будешь делать, если незнакомый тебе человек приглашает сесть в машину и поехать на съёмки детской передачи?

    Что вы станете делать, если кто-то попытается открыть дверь вашей квартиры?

    Что вы ответите, если незнакомый спросит по телефону, одни вы дома или нет?

    Вы вернулись из школы, а дверь вашей квартиры открыта. Ваши действия.

    На улице вы находите пакет, оставленный кем-то. Ваши действия.

    Если вы почувствовали запах газа?

Разбор ситуаций из сказок:

Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?

Почему волку удалось съесть семерых козлят?

Почему лисе удалось съесть Колобка?

Что вы посоветуете братцу Иванушке, превратившемуся в козлёночка?

Повторим телефоны: 112, 01, 02, 03, 04.

Подведение итогов.

То, что мы обсуждали сегодня, очень важно. За многие из этих знаний заплачено самой дорогой ценой – человеческими жизнями. Будьте умнее, учитесь на опыте других людей, не повторяйте чужие ошибки. С помощью знаний вы строите свою крепость – БЕЗОПАСНОСТЬ. Какими будут стены этой крепости – зависит только от вас.

Приютово 2017 г.

Как сделать так, чтобы классный час не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на классном часе, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Каждый классный час должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

Поможет в этом на 1 этапе классного часа: вступление. Эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к тематическому общению.

Во вступлении часто используется прием перехода от известного к неизвестному. Если все, о чем говорит преподаватель, хорошо известно детям, им не интересно будет слушать. Удерживать долго внимание в этом случае будет затруднительно.

Пролог этап психологического настроя и готовности к духовной работе. Проявляется забота об удобстве расположения каждого ученика; выбирается тема занятий; очерчивается цель; мотивация .

Оригинальное, необычное начало, вызывающее внимание аудитории именно своей неожиданностью

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

Приветствие

Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! Я рада приветствовать вас на нашем классном часе, который называется «Моя семья». Мне очень хочется узнать с каким настроением вы пришли на это занятие. На подносе лежат солнышки, тучки. Выберите, пожалуйста, в зависимости от своего настроения тот или иной предмет и прикрепите на доску.

2. Игра «Ассоциация»

Закройте, пожалуйста глазки и мысленно произнесите слово: семья. Какие ассоциации со словом семья у вас возникают?

- А если бы семья была птицей, то какой и почему? А если бы семья была деревом, то каким и почему?

Организационный момент. Эмоциональный настрой .

Здравствуйте! Мне хочется, чтобы вы тоже со мной поздоровались. Только давайте это сделаем по-особому.

Ребята 1-го ряда, вы говорите «привет» и машите правой рукой.

Ребята 2-го ряда, вы говорите по-английски «хеллоу» и показываете так… (сцепить руки в «замок» над головой) Попробуем?

Ребята 3-го ряда, вы говорите «салют» и машите обеими руками.

А теперь по моей команде, когда скажу «здравствуйте». Вы поприветствуете меня так, как мы договорились. Здравствуйте!

Какие у вас добрые лица! Мне будет очень приятно пообщаться

с вами.

Давайте выясним тему нашего сегодняшнего

занятия.

Классный час «Отулыбки…»

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Давайте поздороваемся друг с другом глазками, а теперь улыбкой. У каждого из нас сейчас свое настроение. Поэтому я вам предлагаю раскрасить свое настроение.

(Учитель раздает ребятам карточки «Какого цвета Ваше настроение?»)

Ребята Вы должны раскрасить кружочек на листе бумаги в тот цвет, которому соответствует Ваше настроение

(Кружок: синий цвет – плохое настроение; красный цвет – грустное настроение; зеленый цвет – хорошее настроение; желтый цвет – отличное настроение.)

Отлично, ребята! А теперь давайте покажем, какого цвета Ваше настроение всему классу. У кого-то настроение плохое – потому что вы устали, у кого-то грустное – может, получил плохую отметку, у кого-то отличное – потому что день удачный.

(Ребята демонстрируют карточки, а учитель зачитывает обозначения цветов)

Для того чтобы немножко поднять настроение, я предлагаю Вам отвлечься, можете закрыть глазки, можете не закрывать и представьте себе что-нибудь хорошее, веселое, приятное для Вас. А в этом нам поможет волшебный зонтик «Настроение».

(Учитель проводит зонтиком над головами детей).

2. Введение в урок.

Теперь, я надеюсь, у Вас хорошее настроение, которое поможет нам хорошо поработать на занятии.

Посмотрите на фотографии, на которых изображены дети с разным настроением (грусть, злость, радость). С кем из этих ребят вам бы захотелось подружить?

(Ответы детей)

Вот мы постепенно и подошли к теме нашего классного часа. Давайте отгадаем загадку, которая и поможет нам определить тему нашего классного часа «Ее нельзя купить, ее можно только подарить?» (Улыбка).

Исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, возбуждает мыслительную активность. Яркая познавательная мотивация оказывает воздействие на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих. Для решения этой задачи урока можно использовать «активные методы и приемы обучения».

«Активные методы » - это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

«Привлекательная цель »

Формула: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

«Удивляй »

Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным.

« Отсроченная отгадка »

В начале классного часа учитель задает загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на классном часе.

Прием - коммуникативная атака .

Смысл его в том, чтобы в начальный период взаимодействия аудиторию увлечь, мобилизовать, «собрать» - назовите как угодно, чтобы дать сразу «что-то такое», что заставило бы учеников моментально включиться в урок.

Очень эффективным началом урока служит этюд.

Этюд – наглядная демонстрация объекта осмысления. Предоставляется для просматривания, прослушивания рисунок, репродукция, ролевая игра как сценическое отражение эпизода жизни, сценка, песня, стихи, рассказ фрагмента из художественного произведения, просмотр мультфильма, мозговой штурм, притча и т.д.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Можно классный час начать с песни.

Интересны детям ребусы.

Настроится на работу помогут стихи. Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста -

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

Всегда выигрышно смотрятся интересно подобранные сценки.

Свой открытый классный час я начинала со сценки

Инсценировка « Сказка про лень».

Лентяй: Дайте средство мне от лени, от могу, но не хочу.

Аптекарь: Есть душистое втиранье от укусов комаров Есть микстура от чиханья, проглотил - и будь здоров. Есть микстура от мигрени, лекарства нет от лени.

Лентяй: Хорошо бы это средство поскорей изобрели, Чтобы все лентяи с детства принимать его могли. Появись лекарство это, я купил бы два пакета, Нет не два, а целых три нужно, что ни говори.

Аптекарь: Кто жить умеет по часам и ценит каждый час, Того не надо по утрам будить по десять раз. И он не станет говорить, что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать. Успеет он одеться в срок, умыться и поесть, И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.

Так о чем пойдет разговор?

Распределение героев помогло мне начать классный час «О добре и зле»

Введение в тему. Определение темы классного часа.

Распределите героев сказок на две группы. (Баба Яга, Василиса Прекрасная, Иван-царевич. Кощей Бессмертный, Белоснежка, Царица – мачеха, Айболит, Бармалей и т.п.)

По какому принципу так распределены герои?

(Ответы детей)

- О чем же пойдет наш разговор. Как думаете?

Всегда интересен для детей мозговой штурм.

Ребята, посмотрите, какая необычная коробочка стоит у вас на столе! То, что в ней лежит – “плохо”, “нельзя”, “запрещено” и даже опасно.

(Коробочка лежит посередине круга, каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет)

Приём “Мозговой штурм”

Как вы думаете, что бы это могло быть?

(дети в группах предлагают свои версии, учитель записывает на доске)

Хотите узнать, что же всё-таки там лежит?

Посмотрите!

ВЫВОД:

Вы все знали, что то, что лежит в коробочке – это – “плохо”, “нельзя”, “запрещено” и даже опасно, но, несмотря на это, открыли коробочку. Вы не захотели принять во внимание мои предупреждения.

Так бывает и в жизни, все знают, что алкоголь, курение, наркотики – это “плохо”, нехорошо и даже опасно, но всё же многие употребляют их.

Почему?

(Дети предлагают свои версии, я пишу на доске)

Очень часто в юном возрасте это происходит просто из любопытства, а потом человек привыкает к этому, и отказаться бывает очень трудно.

Давайте выясним тему нашего сегодняшнего занятия.

Игра “Соберислово”

Ребятам раздаются карточки с разрезанными буквами, они должны составить из букв слова

ЙЛЗО - злой

КВШОЕЛНБИ - волшебник

АРОНКИТК - наркотик

- Давайте из этих слов попробуем сформулировать тему нашего классного часа.

Злойволшебникнаркотик”

Нравится ребятам расшифровывать тему урока.

Например: в этой строчке нужно убрать все нечетные буквы

ТПАРУИСЮКТИОСВНОК.

Есть много способов сделать классный час интересным и запоминающимся, главное, чтоб этого захотел сам учитель и вложил душу!

Спасибо за внимание!

«Сценарий классного часа по теме «Мой характер» Сценарий классного часа Тема «Мой характер» Цель: Воспитание профессионально направленной...»

Сценарий классного часа

по теме «Мой характер»

Сценарий классного часа

Тема «Мой характер»

Цель:

Воспитание профессионально направленной личности,

самопознание и самоопределение, решение проблем

межличностного общения.

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся о психологическом понятии

«характер», типами характеров;

2. Дать краткую историческую справку о взглядах древнегреческих

философов на качественные проявления характера;

3.Показать зависимость человеческой деятельности от особенностей его темперамента и характера;

4. Помощь в самопознании и самоопределении, решение проблем межличностного общения.

5. Выявление наличия в коллективе класса лидеров, организаторов, генераторов идей, критиков и т. д.

Подготовка и материалы:

Подобрать материал по теме, связанный с историческими взглядами и современными представлениями о характере в его качественных проявлениях.

Найти артистов для представления ролевого диалога «Льстец».

Составить и размножить материал для проведения игры «Мой характер».

Форма проведения: беседа с элементами драматизации, игровой тренинг.

Ход классного часа Часть первая. «Классификация типов характера»

Преподаватель: Вы на занятии по психологии уже изучали тему характера.

Давайте вспомним пройденный материал (студенты дают определение характера и знания по теме):



Вы уже знаете, что в современной психологии характер - это склад личности, образуемый индивидуальными своеобразными типологическими чертами и проявляющийся в особенностях поведения, а также в особенностях отношения (установок).

В психологической науке выделяются несколько типов характеров:

Сильные, могущие настоять на своем;

Слабые, подчиняющиеся другим;

Конструктивные (стремящиеся внести новое в окружающую жизнь);

Пассивные (занимающие всегда выжидательную позицию);

Приспособленческие (не вступающие в активную деятельность без явной выгоды для себя);

Инфантильные (нуждающиеся в постоянной опеке, как маленькие дети);

Романтические (восторженно относящиеся ко всему новому, но так же быстро остывающие при первых же неудачах);

Агрессивные (резко реагирующие на других людей, любящие нападать на них).

«Характер» - греческое слово, В переводе означает «царапать», «писать на камне, дереве или меди. Сначала оно означало инструмент, которым прикладывают «штамп» или «клеймо», затем- «отпечаток», «чекан», «оттиск». Образ штампа, отпечатка рано стал применяться к человеку.

Так, например, у Геродота характер - это черты-лица.

Феофраст рассматривает характер как сумму душевных свойств, проявляющихся в поступках и словах. Характеры Феофраста - это серия из 30 зарисовок, в которых изображены типические носители какого-нибудь недостатка: льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник и т. д.

Феофраст (371 - 287) родом из г. Эфеса на острове Лесбосе, был сыном сукновала Меланта. Еще юношей Феофраст прибыл в Афины, где слушал лекции Платона, а после его смерти познакомился с Аристотелем, вместе с которым жил в Македонии в г. Стагире. Феофраст был верным учеником и помощником Ари­ стотеля.

Ребята, ваши сокурсники подготовили несколько выдержек из работ Феофраста, где он дает описание различных проявлений характера.

Предлагаем их вашему вниманию.

Ролевые диалоги Льстивость Выходят два студента: один из них ведущий второй - льстец.

Ведущий: Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгодное льстецу. А льстец вот какой человек.

Идя с кем-либо, он говорит спутнику:

Льстец: Обрати внимание, как все смотрят на тебя и дивятся. Ни на кого ведь в нашем городе так не смотрят!

Ведущий: Стоит только спутнику открыть рот, "как льстец велит:

Льстец: Всем замолчать! Слушайте, как славно поет мой господин!

Ведущий: А по окончании песни кричит.

Льстец: Браво! Браво! Мой господин!

Ведущий: А если спутник отпустит плоскую шутку, льстец смеется, затыкая рот плащом, как будто и в самом деле не может удержаться от смеха. Льстец изображает описанный смех.

Ведущий: Встречным он велит остановиться и ждать, пока «сам» не пройдет.

Льстец угодливо изображает путь, по которому дает возможность пройти своему господину.

Ведущий: Накупив яблок и груш, он угощает детей па глазах отца и целует их со словами:

Льстец: Славного отца птенцы.

Ведущий: Покупая вместе с ним сапоги, льстец замечает:

Льстец: Твоя нога гораздо изящнее этой обуви! Ведущий: Когда господин отправляется навестить кого-нибудь из своих друзей, льстец забегает вперед со словами:

Льстец: К тебе идут! Ведущий: А затем, возвратившись, Льстец объявляет господину: «Я уже известил о твоем приходе». Ведущий: Войдя в дом льстец говорит хозяину: Льстец: Твой дом прекрасно построен и земельный участок отлично обработан, и портрет самый лучший, имеет потрясающее сходство!

Ведущий: Первым из гостей он расхваливает хозяйское вино и приговаривает:

Льстец: Да, и в еде ты знаешь толк!

Ведущий: Затем, попробовав что-нибудь со стола, повторяет:

Льстец: Что за славный кусочек!

Ведущий: С хозяином льстец шепчется, а во время разговора с другими оглядывается на него.

Льстец шепчет что-то на ухо Ведущему, а затем подбегает к зрителям, все время оглядываясь на Ведущего, пытается спросить, что собственно он неправильно делает, ведь он такой хороший, добрый и обходительный.

Ведущий: Он постоянно пристает к хозяину с вопросами:

Льстец: Тебе не холодно? Накинуть на тебя что-нибудь теплое?

Ведущий: И, не дожидаясь ответа или согласия хозяина, сам закутывает его.

Льстец срывает с себя тунику и заматывает ею Ведущего.

Преподаватель: Не правда ли, как современно звучит этот диалог?

Можно сказать «старо как мир». Все те же повадки, приемы, черты, по которым и в наше время мы без труда узнаем навязчивого льстеца.

Опыт людей необъятен и нескончаем. Древние греки выделяли насмешку язвительную, убийственную, с уничижающей оценкой лица, явления, события. Такую желчно-ироническую, жесткую и жестокую оценку они называли сарказмом, что в дословном пе­ реводе означало «рву мясо».

Послушайте еще одну зарисовку Феофраста о «Злоязычии».

Злоязычие Выходят два студента и по очереди зачитывают характеристику, которую дал Феофраст Злоязычия - это недоброжелательное расположение, проявляющееся в речах, а злоязычный вот какой человек:

Если его спросят: «Что за человек такой?» Он нечестно отзовется не только о нем, но и обо всей семье, а сынок таких родителей, по его определению, - негодяй и весельчак.

* Когда другие начинают злословить на чей-нибудь счет, он тут как тут и непременно вмешивается: «Я-то, говорит, этого человека терпеть не могу больше всех. Ведь и с лица-то он какой-то мерзкий, а подлость его неслыханна».

* В компании он способен злословить о только что вышедшем человеке, а лишь только начнет, то уж никак не может удержаться, чтобы не обругать еще и его родных.

« И не счесть гадостей, которые он распространяет а приятелях и домашних, не щадя даже покойников.

* Злословие - это для него и свобода слова, и демократия, и независимость, и нет на свете ему большего удовольствия, чем это.

Преподаватель: Друзья, если первая характеристика вызывала иногда улыбку или жалость, то эта черта характера, по-моему, вызывает чувство сожаления и неприязни. Как вы думаете?

Давайте вспомним еще об одной особенности человека его «веселой, острой складке ума», которую отмечал великий знаток человеческой души Ф. М. Достоевский.

Послушайте выдержки о характере человека из повести Ф. М.

Достоевского «Подросток», касающиеся чувства юмора и смеха.

Смех Выходят два студента и по очереди читают выдержки о смехе, которые тонко подметил и мастерски описал Ф. М. Достоевский.

Смехом иной человек совсем себя выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную.

Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен.

Смех требует беззлобия, а люди чаще всего смеются злобно.

Искренний и беззлобный смех - это веселость, а где в людях в наш век веселость и умеют ли люди веселиться?

Веселость человека - самая выдающаяся черта человека.

Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек какнибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони!

Итак, если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как его волнуют благороднейшие идеалы, а вы рассмотрите его лучше, когда он смеется.

Хорошо смеется человек - значит хороший человек. Примечайте потом все оттенки: надо, например, чтобы смех человека ни в коем случае не показался вам глупым, как бы ни был он весел и простодушен.

Смех есть самая верная проба души.

Обсуждение

Примерный перечень вопросов для обсуждения:

1. Что понимают современные ученые-психологи под категорией «характер»?

2. Почему люди придают такое большое значение изучению характера друг друга?

3. Какую роль во взаимоотношениях человека с окружающим миром играют его инстинкты, эмоции, чувства и мысли? Способен ли человек выстроить свои контакты с миром с помощью какого-либо одного из этих компонентов?

4. Что, с вашей точки зрения, означают такие характеристики человека, как «неэмоциональный», «излишне эмоциональный», «бесчувственный», «чувствительный»?

5. Какие типы характеров вам известны? Можно ли характер изменить? Каким образом?

Есть мнения

Ученые понимают под характером набор устойчивых врожденных особенностей человека, проявляющихся и реализующихся в связи и под влиянием условий жизни.

Зная заранее характер того или иного человека, можно предугадать, как он себя будет вести в определенных обстоятельствах.

Характер каждого человека весьма сложен. В нем могут присутствовать порой самые противоположные черты и стороны, вступающие в противоречие друг с другом.

Проще всего увидеть проявления характера в отношениях людей друг к другу. Есть люди общительные или замкнутые, тактичные или грубые, скромные или нахальные, упрямые или склонные к уступкам.

Формирование характера происходит под влиянием окружающей обстановки, деятельности или воздействия, оказываемого другими людьми. Большую роль в этом играют воспитание и самовоспи­ тание.

Природа человека проявляется в его поведении. Ученые-психологи различают в нем действия, которые осознаны и контролируются человеческим разумом. За них человек полностью несет ответ­ ственность, так как отчетливо осознает последствия сделанного.

Но бывают и неосознанные поступки, совершая которые, человек себя не контролирует и не предполагает наступления определенных результатов. Чаще всего человек действует неосознанно в детстве и потом просит прощения у взрослых: «Я это сделал нечаянно».

Но взрослому подобное прощаться не будет. Конечно, нельзя вполне избавиться от бессознательного в поведении и в зрелом возрасте.

Человеческий разум никогда не станет настолько могущественным, чтобы полностью контролировать все шаги человека. Им могут двигать и чувства, и эмоции, даже инстинкты.

Но все-таки у наиболее оформившейся воспитанной личности гораздо больше шансов действовать обдуманно и ответственно.

Древние римляне говорили: «Самая главная власть - это власть над самим собой».

Значительный вклад в формирование характера вносят школа, учебная деятельность. В школьные годы человек может стать старательным, трудолюбивым или же, наоборот, разгильдяем и лодырем.

Обобщение

Преподаватель: Итак, сегодня мы с вами:

Познакомились с современным представлением такой не простой психологической и философской категории, как «характер»;

Выяснили, какие бывают типы характеров;

Заглянули в историю и сравнили прошлые и современные качественные проявления в характерах людей;

Поняли, что характер человека может меняться в точение всей его жизни и зависит это от воспитания и самовоспитания.

Теперь на основе полученных знаний нам легче перейти ко второй части нашего занятия. Давайте попытаемся выявить себя и у своих одноклассников различные качественные характеристики, как положительные, так и отрицательные. Конечно, некоторые представления будут носить субъективный характер, поэтому не будем обижаться, а постараемся реально взглянуть на себя и окружающих.

А эпиграфом к нашей игре пусть будут слова:

Часть вторая. «Я сам и взгляд со стороны»

Жизнь есть театр, и люди в ней актеры.

У. Шекспир Группа делится на четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает пакет с 50 карточками, на которых указаны положительные или отрицательные качества характера.

Вот их перечень:

Аккуратность, активность.

Безволие, безнравственность, беззаботность, безответственность, беспечность.

Беспринципность, бесстрашие, бестактность, бесхарактерность, безынициативность, болтливость, боязливость.

Вежливость, верность, внимательность, возбудимость, ворчливость, воспитанность, восторженность, впечатлительность, вспыльчивость, высокомерие.

Гордость, горячность, грубость, гуманность.

Двуличность, деловитость, дерзость, дисциплинированность, доброжелательность, доверчивость.

Жадность, жестокость, жизнерадостность.

Завистливость, заносчивость, застенчивость, злопамятность.

Часть третья. «Выборы актива класса»

Нет ничего более страшного, чем состояние человека, зависящего от воли другого человека.

Преподаватель просит студентов подумать:

1. Кто из них способен возглавить общественную работу в группе?

2. Какой тип лидера подходит им и кто, на их взгляд, сможет справиться с руководством?

3. К кому они будут относиться доверительно и в то же время подчиняться?

Лидер ровно настолько является лидером, насколько его представления о том, что и как должно происходить под его руководством, совпадают с тем, что и как происходит в действительности.

Будучи лидером, можно, с одной стороны, хотеть, чтобы люди делали то, что хочется лидеру.

С другой стороны, можно ориентироваться на достижение неких конкретных результатов, не беспокоя себя относительно того, каким образом будет достигнут желаемый результат, т. е. добиваться результата.

Существует еще третий вариант: добиваться того, чтобы люди желали того, чего хочет лидер; чувствовали так, как этого хочет лидер, и думали о том, что в данную минуту занимает лидера.

На третьем этапе занятия студенты смогут самостоятельно, более активно и обоснованно предложить кандидатуры своих сокурсников на «руководящие посты», зная их темперамент, а также основные черты характера.

Выборы проходят веселее, интереснее, если вместо традиционных студенческих должностей придумать новые типа:

Мэр города «Радуга» - староста.

Шеф «информационного отдела» - редколлегия, политобзор.

Инспектор «образовательного центра» - зам. старосты,

Распорядитель сектора «досуг» - культмассовая работа.

Председатель «спорткомитета» - физорг класса.

Заключение Преподаватель: Каждый из нас имеет свой природный темперамент, у которого есть как сильные, так и слабые стороны. На основе темперамента формируется характер, который человек способен в течение жизни изменять, пытаясь нейтрализовать негативные черты через самовоспитание и решение задач общего дела.

Характер проявляется в том, как человек относится к себе, к другим людям, к порученному ему делу. Формирование его черт происходит на протяжении долгих лет.

Темперамент в данном случае выступает в качестве своеобразного фундамента, основы для характера, однако не предопределяет его.

Информация к размышлению. Мудрые мысли

Многие из тех, кто остались сами собой, так никем и не стали.

«Не все ли равно, кем быть, - доказывал осел барану, - важно быть, а не казаться».

Верь в свою звезду, пусть ее еще не открыли.

Вы спрашиваете, какой у него склад ума? Отвечаю: «Очень запущенный».

Люди, лишенные совести, чаще вступают с ней в сделку. Парадокс

Лодырь - высшее проявление закона сохранения энергии.

Легче идти вперед, чем в нужном направлении.

Сколько драм играется за закрытым занавесом!

Насколько все-таки легче прожить с плохой характеристикой, чем с хорошим некрологом.

Похожие работы:

«Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" (ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина") В. П. Одинец ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК Конспект лекций Сык...»

«Соколова Марина Валерьевна ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ С КОМПОНЕНТОМ-ЗООНИМОМ В МАРИЙСКОМ И ФИНСКОМ ЯЗЫКАХ Специальность 10.02.20 – Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филол...»

«Глава 120 Окись углерода (угарный газ) Историческая справка. Эпидемиология Окись углерода (CO) - ведущая причина отравлений и вызванных ими смертей в США. Даже если отбросить пожары, то ежегодно на долю этого отравления приходится более 20...»

« наук по специальности История философии, магистр искусств по специальности Медиевистика, доцент права, ведущий научный сотрудник Института философии и...» образования "Уральский государственный педагогический университет" Факультет социологии Кафедра теоретической и прикладной социологии РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАМ...» начале XX века (на материалах Казанской губернии) / Я. В. Солдатов // Научный диалог. - 2014. - № 8 (32) : История. Экономика. Право. - С. 38-47. УДК 94(470.41-25)“19” Некоторые аспекты земской эконо...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Сценарий классного часа по литературному краеведению

«Зачисли меня, город, в астраханцы!..»

В качестве эпиграфа – строки Леонида Чашечникова:

«Зачисли меня, город, в астраханцы,
за робкое признание в любви».

Цель : Пробуждение устойчивого интереса юных литераторов-астраханцев к творчеству поэтов и писателей, родившихся в нашем крае либо посетивших Астрахань.

Оборудование: фотогалерея известных астраханских поэтов, видео об Астрахани Сергея Иванова, музыкальные записи астраханских композиторов Анатолия Гладченко, Анатолия Бочкарева, Александра Сахнова, Александры Костиной.

Видеосопровождение: видео Александра Цаплина на музыку Павла Булычева и стихи Павла Морозова «Здесь на левом берегу – город мой…»

Аудиосопровождение: запись песни Александра Сахнова "Мы - астраханцы". Песня звучит в исполнении автора стихов и музыки - поэта и барда Александра Сахнова.

Примечание: За основу сценария взята методическая разработка с портала «социальная сеть работников образования»: http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/201...

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1:

Почти три тысячелетия минуло с тех пор, как сложена легендарная «Одиссея», поведавшая человечеству о необычайных приключениях древнегреческих воинов, возвращавшихся домой после похода на Трою. Где только ни побывали герои «Одиссеи»! Среди их многочисленных путешествий - не только всем известный остров сирен и Колхида, но и край скифов - каспиев. Тут им открылся «пруд солнца», в котором каждое утро зарождались золотистые «лучи быстрого Гелиоса». Этот лучезарный «Пруд Солнца» по карте Анаксимандра Милетского в VΙв. до н.э. - наш Каспий.

Ведущий 2:

Здесь, в этом легендарном месте, по меткой метафоре Велимира Хлебникова, «Волга прянула стрелою на хохот моря молодого», раскинулся наш край с белокаменным градом, сохранившим золотоордынское имя «Астрахань». Сама история распорядилась так, что Астрахань изначально совмещала несовместимое, соединяла несоединимое, примиряя тех, кого, казалось бы, нельзя примирить. Именно эта терпимость ко всему и во всем давала повод не одному поколению авторов домысливать и без того воплощенную в облике нашего города поэзию. Николай Сергеевич Травушкин писал: «На литературной карте Российской республики Волго-Каспий - место не бесплодное, здесь постоянно пульсирует творческое напряжение, здесь добрая почва для литературных свершений».

Ведущий 1:

Древние считали, что пронзённый стрелой Купидона обречён на вечную любовь к своей половине, Здесь, «где Волга прянула стрелою», поэт ранен любовью навсегда - любовью к своему краю - к Астрахани.

Ведущий 2:

Когда - то Сергей Есенин советовал молодым стихотворцам, чтобы они «искали Родину, без которой не может получиться хорошего поэта».

Имена астраханских поэтов, чьи имена здесь прозвучат, не только нашли свою Родину, но и воспели её.

Интересно поэтическое признание в любви к родному городу Юрия Щербакова:

О, степная Венеция,
Город солнечный мой,
От хандры знаю средство я-
Возвращение домой…
Чтоб увидеть нечаянно,
Как на древний раскат
Золотую окалину
Выливает закат.

Не мыслит себя без Астрахани и лирик Борис Свердлов. Этот поэт не устаёт признаваться родному городу в любви. Чего стоит лишь это его признание - «Если в этой жизни повторюсь, повторюсь я в Астрахани снова».

На родине моей,
На самой-самой малой,
Где тополя весной
Роняли тихий пух,
Давно, уже давно
Там детство миновало,
Лишь улицы хранят
Его веселья дух.
На родине моей
Цвели когда-то вишни,
И ветер разгонял
Вовсю легчайший цвет...
Те вишни отцвели.
Наверно, время вышло,
Их горестный закат
Необратим в рассвет.
На родине моей
Сегодня я прохожий.
Наверное, судьбой
Мы чем-то схожи с ней.
Года, как жернова,
Ее мололи тоже...
Я помню... Я пишу
О родине моей.

Ведущий 1:

Певуча поэзия Ольги Касимовой, поэтессы, ушедшей от нас в 2001 году. Касимова уже в прошлом веке называла Астрахань по праву столицей Нижнего Поволжья. Песни на стихи Ольги Касимовой и сегодня транслируются по радио, грея нас искренностью негасимой и трепетной любви нежного женского сердца:

Ты на Алёнушку похожа -
С благой молитвой у ручья…
Столица Нижнего Поволжья,
Родная Астрахань моя.
Любой кулик родную заводь хвалит,
Я - Астрахань родимую свою -
Свет - Город на мирском моем причале,
Всем сердцем, до отчаянья, пою…
Любви моей пространство и обитель.
Звезда сверкает в имени Твоём.
Дай Бог Тебе, прекрасный долгожитель,
И вечных лет, и счастья в каждый дом.
Храни Тебя Всемилость Божья -
Среди земного бытия,
Столица Нижнего Поволжья,
Родная Астрахань моя.

На стихи Ольги Касимовой создано множество песен. Звучит одна из них. Это песня астраханского композитора Анатолия Гладченко на стихи поэтессы.

Ведущий 2:

Имя Нинели Александровны Мордовиной известно многим. Она оставила яркий след в истории Астрахани, когда приехала в наш город в 1975 году по приглашению астраханской писательской организации и «взяла под крыло» целое поколение начинающих поэтов, возглавив литературную студию «Моряна». Определение «ученик Мордовиной» звучит ныне как титул. Говорят, что талант учителя достается немногим, но Нинель Александровна обладала им в полной мере. Как и поэтическим даром. Её стихи – отражение нелегкой, но яркой и насыщенной жизни.

Нинель Александровна родилась 12 июля 1927 г. в Харбине. Во время войны работала телеграфисткой, токарем на военном заводе, связисткой на узле связи Наркомата флота. В 1945 году вышла замуж за лётчика В.Ю. Мордовина. Жила в Прибалтике, Ахтубинске, Волгограде и последние 25 лет - в Астрахани.

Писать начала в середине 1960-х годов, печаталась в газете «Ахтубинская правда» журнале «Волга». Работала журналистом, директором ахтубинского дома культуры, вела литературные студии. Член Союза писателей с 1973 года.

Нинель Александровна не была на войне, хотя бы просто потому, что была в эти годы ребёнком, но впоследствии написанный цикл стихотворений, посвященный этой теме – исповедь человека, в чью судьбу незваной гостьей вошла война.

Она писала и о любви – и не одно поколение астраханцев зачитывалось этими строками.

Она писала и о городе – и её стихотворения звучали на день города со всех эстрадных площадок.

Она писала как жила, как дышала – а это - истинный дар человека творческого.

Нинель Александровна ушла из жизни в 2001 году, но в нас и с нами остались её стихи и её ученики. И имя её обрело новую жизнь – имя поэта Мордовиной носит 33 школа – та школа, где она вела уроки поэзии:

Как в Астрахани ночи хороши!
Брожу, не уставая до рассвета.
И воздух из цветастой кружки лета
Сметает лень и суетность с души.
Стоит вокруг такая тишина,-
Хоть режь ножом, и ломоток – на память.
Над городом, над Волгой, над веками
Переплывает через ночь луна.
Река блестит, как рыбья чешуя,
К причалам волны прибивают пену…
Потом во мне заметят перемену
Степные и степенные края.
И станут удивляться неспроста:
«Водой живою, что ли оросили?»
Меня в негромком городе России
Коснулась летней ночи красота.

Ведущий 1:

Для Дины Немировской малая Родина, Астрахань – единственная, любимая, неповторимая:

Нет! Не бывает в жизни дважды родин,
Как не бывает новых матерей!

Дина Немировская родилась и выросла в Астрахани. В детстве переписывалась с Агнией Барто. Несколько лет занималась в литературной студии «Моряна» у Нинели Александровны Мордовиной, которая и дала путёвку в творческую жизнь. Публикуется со школьных лет как в России, так и в дальнем и ближнем зарубежье. Ее стихи – иногда ироничные, иногда горькие, вызывали в свое время бурю восторга у астраханских любителей поэзии. Есть цикл песен на стихи Дины Немировской в исполнении актрисы драмтеатра и талантливого барда Александры Костиной. Также Немировская оставила след в нашем городе, как создатель и бессменный многолетний руководитель народного коллектива «Литературное творческое объединение «Подснежник».

Прогулки по Астрахани для Немировской - нескончаемое путешествие вглубь родной истории, вглубь себя. Всё, что свершается в жизни, освящено Астраханью. Автор одушевляет пространство родного города.

Я так люблю порою ранней,
Когда желтеет небосвод,
Шепнуть заветное желанье
В тиши Пречистенских ворот.

Ведущий 2:

Гёте отметил: «Тот, кто хочет понять поэта, должен побывать в стране поэта». Мы живём в этом крае, бродим по улицам нашего города, озвученным поэзией земляков-литераторов.

Преподаватель:

Любишь то, что хорошо знаешь. Насколько хорошо вы знаете свой город Астрахань?

Предлагаем Вам признаться родному городу в любви!

Ребята читают стихотворения астраханских поэтов с личными комментариями, показывают иллюстрации по следующим разделам:

1. Волга- матушка река.
2. Природа Астраханского края.
3. Астрахань многонациональная
4. Астраханский Кремль.
5. Улицы Астрахани.

Преподаватель:

Итак, литературные традиции Астраханского края очень богаты. К началу двадцать первого века литература Астрахани - это тысячи художественных произведений в самых разнообразных жанрах. Выявляется её проблемно-тематическая специфика - реалистическое осмысление истории и жизни народов Нижнего Поволжья, охрана природы, труд рыбака и крестьянина, внутренний мир человека, а главное – любовь к родной земле, к родному краю, своей малой родине! Мы верим, что живая творческая нить поэзии на Астраханской земле не прервётся никогда.

Звучат стихи Н. Мордовиной, К. Холодовой, Б.Шаховского, Н. Ваганова, Б.Репина, Ю.Кочеткова, Л. Чашечникова, Л. Казаковой, Д.Немировской, В.Ерофеева, О.Марковой, Н. Поливина из поэтического сборника « Где Волга прянула стрелою…»

В качестве иллюстраций по разделу "Природа Астраханского края" представлена электронная презентация «Флора и фауна Астраханского заповедника. Дельта Волги - мир на грани реки и моря».

Заключение

Ведущие зачитывают строки из сочинений учащихся на теме: «Астрахань. Признание в любви»:

Родина, и всё, с нею связанное, входят в жизнь каждого из нас с колыбели, но лишь с годами начинаешь понимать ее притяжение, нравственную сторону этой взаимосвязи - личную свободу и осознание долга перед своей землёй.

Звучит песня об Астрахани в исполнении Астраханского государственного ансамбля песни.

Трансляция видео Александра Цаплина на музыку Павла Булычева и стихи Павла Морозова «Здесь на левом берегу – город мой…»