Буква ш в сказочном образе. Письмо на тему "звук и буква ш ш"

Констпект открытого урока по чтению и развитию речи

Безродний Никита 3 «Б» класс 2 тип

Тема: Звук и буква Ш ш

Цели: развивать зрительные и слуховые анализаторы, мелкую моторику, концентрацию внимания, зрительную и долговременную память, обогащение активного словаря, воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Вид урока: Урок – путешествие

Оборудование: ПТС, разрезные картинки буквы, слоги, картинки, карточки с заданиями, макет дерева, листья

Ход урока

Орг момент

1. Псих. настрой

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным

2. Артикуляционная гимнастика (ПТС звуки и буквы на логопедическом тренажере)

3. Фонематическая зарядка

В лесу у нас живет ежик, но сейчас у нас зима и он спит, когда мы дотрагиваемся до ежика, он начинает издавать звук ш – ш – ш

Учитель: Какой звук издает ежик? Какой звук ты произнес?

Ученик: ш – ш – ш

Учитель: Правильно, это звук ш – ш – ш

4. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке будем повторять звук и букву Ш

Звук мы слышим, а букву видим, пишем и читаем

5. Работа по теме урока

Задание на листочке (найти букву ш среди других букв)

Перед учеником разложены буквы.

Учитель: Найди букву Ш среди других букв. А теперь раскрась ее. Каким цветом будешь красить букву?(ребенку предлагается выбрать цвет красный или синий)

Ученик выбирает синий цвет

Учитель: правильно, потому- что это согласный « ш – ш – ш»

Раскрасил букву, молодец, с заданием справился, давай повесим наш первый листочек на дерево

Задание на листочке (выложить букву ш из палочек)

Учитель: А теперь давай построим эту букву из счетных палочек

Ученик выкладывает букву из палочек

Учитель: молодец! Давай приклеим листочек к дереву

Задание на листочке (работа с ПТС)

Учитель: А теперь давай ее соберем на компьютере

Ученик собирает из двух частей букву

Учитель: молодец! Давай приклеим еще один листочек на наше дерево

Задание на листочке (собрать слоги ша, шо, шу, аш, ош, уш)

Перед нами еще одно задание

Нужно собрать слоги, я буду говорить слог, а ты будешь собирать его из букв

(слоги ша, шо, шу)

А сейчас обратные слоги

(аш, ош, уш)

Учитель: молодец, задание выполнено, давай прикрепим еще листочек к дереву

Задание на листочке (загадки)

Учитель: А теперь я загадаю тебе загадки, на столе лежат картинки с отгадками, выбери нужную картинку

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …. (шары)

Учитель: правильно, это слово шары. Давай возьмем и надуем с тобой шарик. А теперь давай его спустим. Какой звук мы слышим?

Ученик: ш – ш – ш

Учитель: слушай следующую загадку

В ванной дождик поливает,

Он грязнулей омывет

Дождь прошел, но нету луж

Догадался? Это … (душ)

Учитель: правильно, это слово душ

Учитель: слушай последнюю загадку

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается … (кошка)

Учитель: правильно, это у нас животное, кошка

6.Физминутка

Ах ты совушка сова

Вот такая голова

Когда ты летишь

Ш – ш шипишь

Задание на листочке (работа с звуковыми карточками)

Учитель: мы отгадали с тобой загадки, теперь давай в каждом слове определим где находится буква Ш в начале, в середине или в конце

Слово «шар», где здесь находится буква ш? раскрась нужную клеточку (Приложение)

Правильно, молодец

Слово «душ», где здесь находится буква ш? раскрась клеточку (Приложение)

Правильно, молодец

Слово «кошка», где здесь находится буква ш? раскрась клеточку (Приложение)

Правильно, молодец, ты справился с заданиями, давай прикрепим еще один листочек

Задание на листочке (предложения)

Учитель: перед нами предложения, найди слова с буквой Ш (учитель читает предложение и звуком выделяет букву ш)

В наших словах есть буква Ш? Покажи это слово. Это слово Машу.

С заданием ты справился, давай приклеим еще один листочек

7. Итог урока

Учитель: покажи на доске, какую букву мы сегодня с тобой повторяли?

Ученик показывает на букву Ш

Учитель: Правильно, посмотри, дерево у нас с листьями! А когда дует ветер, как у нас листья шелестят? Давай еще раз произнесем этот звук ш – ш – ш

Ты сегодня молодец, за то что ты хорошо работал на уроке и выполнил все задания, я тебе дарю воздушный шарик!

Анализ урока по чтению и развитию речи

Учитель : Ващенко Н.П

Тема : «Звук и буква Ш»

Класс : 3 «Б»

Тип : закрепление

Цель :

1) образовательная:

Систематизировать и обобщить знания о звуке и букве «Ш»

2)коррекционно-развивающая:

Развивать зрительные и слуховые анализаторы, мелкую моторику, концентрацию внимания, зрительную и долговременную память, обогащение словаря

3)воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе

Структура урока :

    Организационный момент

    Артикуляционная гимнастика (ПТС)

    Фонематическая гимнастика

    Сообщение темы урока

    Работа по теме урока

    Физминутка

    Итог урока

Урок чтения и развития речи проведен в соответствии с индивидуальной программой обучения ребенка (1 этап).

Тип урока – закрепление знаний. Урок начала с работы по ПТС, затем перешли к закреплению ранее изученной темы «Звук и буква Ш».

Для организации ученика в начале урока провела игру «психологический настрой».

Урок построила таким образом, чтобы деятельность учащегося постоянно менялась. Задания были предложены на каждой парте, ученик мог свободно передвигаться по классу

Для работы с ребенком были использованы разные задания, это выкладывание буквы из камешек, из счетных палочек, составление слогов из отдельных букв, загадки, предложения с данной буквой.

Материал к уроку подбирала с учётом накопленных знаний, умений и навыков ученика.

Осуществляла связь с жизнью, индивидуальный подход. Активировала мыслительную деятельность, использовала наглядность, элементы природного материала.

Осуществлялись межпредметные связи с уроком письма и развития речи, математики, мира вокруг. Применяла методы и приёмы в соответствии возрасту учащегося, его познавательными возможностями, которые способствуют коррекции и развитию знаний и эмоционально-волевой сферы.

Проводя физминутку, сначала провели артикуляционную гимнастику с использованием ПТС, затем фонематическую зарядку. Все задания для ученика были предложены на аппликации в виде листьев от дерева, после выполнения каждого задания ребенок клеил их на муляж дерева

Старалась создать доброжелательную обстановку, на каждом этапе нацеливала учащегося.

Данный урок достиг своих целей, ученик закрепил ранее пройденный материал.

Школьник в школу собирался,

Потеплее одевался:

Шубу, шапку, шарф надел -

Шёл до школы и вспотел.


Повтори звук Ш за мной:
= В прямых слогах:
ша-ша-ша, шо-шо-шо, ша-ши-шо-шу
ши-ши-ши, шу-шу-шу, ши-шо-шу-ша
ше-ше-ше, шо-шу-ша-ши
шик, шов, шейх, ширь

В обратных слогах:
аш-аш-аш, ыш-ыш-ыш, аш-ош-уш-ыш
ош-ош-ош, иш-иш-иш, ош-уш-ыш-аш
уш-уш-уш, уш-ыш-аш-ош
мышь, тушь, рожь [ш], уж [ш], ложь [ш], тишь

1. Найти слова с буквой Ш (взято и )




2. "Бродилка" по букве Ш


3. Определить те картинки (или просто слова), в которых есть буква Ш :
= шапка, шуба, стул, колесо, шкаф, сапоги

4а. Игра "Наоборот" ()
МыШ ка очень любит звук Ш . Она (взять игрушку и картинку с мышкой) будет называть слог с буквой С, а тебе нужно его переделать, заменив букву С на Ш .
= са - ша, со - шо, су - шу, сэ - шэ
= сок - шок, мыс - мышь, маска - Машка, каска - кашка

4б. "Измени первый звук в слове" или Игра "Фокусник": будем сейчас превращать одни слова в другие! Нужно первый звук заменить на звук [Ш] и назвать новое слово. (взято и ) (Примечание: некоторым детям сложно на слух поменять первый звук, поэтому можно написать на листе или сделать слайды).
= жаль - ..., мыло - ...., стык - ....
= мах - ..., дар - ..., губы - ...
= бык - ..., толк - ..., мышка - ...
= тапка - ..., майка - ..., топот - ..ёпот

5. Рассказ - пересказ с буквой Ш . Кошки-мышки (цепной текст) (взято и )

У Алеши живет кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.


6а. Доскажи букву! (подготовить слайды со словами)
= каранда... , шала..., ланды..., малы..., камы...

6б. Игра "Закончи слово!" (взрослый записывает на листе) (взято )
= слогом Ш А: на..., ва..., Да..., Ната..., гру..., кры...,
= слогом Ш И: на..., ва..., ды..., камы..., гру..., мы..., кры..., пи..., у...

7а. "Жонглёр - ловкач" - надо поймать только те мячики (шарики), когда я буду назыыать слово со звуком Ш (если нет таких подручных материалов, то можно "делать шаг вперёд, если услышишь звук Ш (если нет, стоять на месте)")
= шишка, ёжик, машина, кошка, жук, мишка, шапка, жираф, лягушка, вишня, морожениое

7б. Игра "Хлопни в ладоши" (когда услышит звук Ш)
= Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С
= Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА
= Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка

8. "Клоун и шарики": надо помочь словить те шарики, на которых есть буква Ш (от шариков нарисовать ниточку и привести её к руке клоуна). А из шариков, где нет буквы Ш, нарисовать выходящий воздух. Не забывать называть все буквы Ш. (идея взята , исполнение моё (А5))


9а. Занятие с буквой Ш (из книги "Игры на развитие речи")


9б. "Учим буквы играя"

10. У девочки Маш и сегодня день рождения - давай подарим ей ромаш ки! (идея взята , файл сделала сама (формат А5))


11. Ещё один номер с фокусником: я буду фокусником, а ты - помощником. Называй звук Ш, а я - остальное слово. Затем ты повтори за мной всё слово!
= ...апка, ...шуба, ...ина, ...аг, ...ум, ...шило, ...аль, ...ов, ...орох

12. "Певращения фокусника": будем превращать большие предметы в маленькие! (подсмотрела )
крышка - ...
шар - ...
шапка - ...
шкаф - ...
ухо - ...
кошка - ...
горшок - ...
подушка - ...
штора - ...
муха -

13. Закончи предложения.
Я иду и ты... (идёшь). Я пою и ты... (поёшь). Я веду и ты... (ведёшь). Я даю и ты... (даёшь). Я ем и ты... (ешь). Я несу и ты... (несёшь).

14. Игра "Назови ласково"
зима - зимушка
камень -
солнце -
хлеб -
изба -
хозяйка -
штаны -

15. Найди спрятанные буквы Ш (отсюда)

16. Выдели и обведи букву Ш (отсюда)

17. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква Ш (отсюда)

18. Найти в этой путаннице букву Ш (отсюда)

20. Шарик лопнул. Он падает и шипит: "Ш -ш-ш". Пошипи вместе с ним. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш-ш-ш-ш..." (это задание и последующие отсюда)


21. Покажи, каким сначала был шарик - обведи его по контуру и заштрихуй в заданном направлении. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш -ш-ш-ш..."


22. Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шарик и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: "Ш -ш-ш-ш..." Сосчитай, сколько у Пятачка шариков: "Один шарик, два шарика, ..."


23. Змейки рисуют узоры на песке и шипят: "Ш -ш-ш-ш...". Сначала проведи по лигиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывать шипеть как змейки.

24. Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: "ТиШ е, мыШ и, не Ш умите. НаШ у коШ ку не будите". Сколько мышек увидела кошка во сне?


25. Проговори без запинки: "У Мишки шишки, шишки у Мишки...". Обведи контуры шишек. Рисуй и проговаривай слово "Ш иШ ка".


26. Цепочка предложений. КаШ а (цепной текст)

Маша и Даша кушают пшенную кашу.

Пшенную кашу варят из пшена.

Пшено купила бабушка.

Бабушка наварила горшок пшенной каши.


Кашей накормили кошку.


27. Дорисуй половинку каждого предмета и назови его.

28. Выложи букву Ш из палочек (или карандашей, или спичек).

29. Рассмотри картинки и назови их. Определи место звука Ш в каждой из них. (взято )

30. Измени предложения по образцу (взято )
У Маши шуба. - Это Машина шуба.
У Миши машина. -
У Паши мешок. -
У Даши шахматы. -
У Саши шапка-ушанка. -

31. Игра "Запомни и повтори" (взято

Слова, начинающиеся на букву Ш : шапка, шуба, шиповник, шар, шея, шов, шут, шарф, шёлк, шина, шест, шлем, шнурок, шпион, шепот, шитьё, школа, шляпа, штамп, штаны, шутка...

Слова, с буквой Ш в середине : чашка, кошка, мышка, Даша, душа, ишак, Маша, ушиб, афиша, башня, брошка, вишня, груша, Гриша, каша, лягушка, машина, мешок, пушка, пшено, решето, чешуя, юноша, бабушка, башмак...

Слова с буквой Ш в конце слова : малыш, камыш, душ, фарш, ковш, лаваш, глупыш, беляш, хорош, карандаш, зверёныш, розыгрыш, проигрыш, марш, гуляш, реванш...

Несколько букв Ш в слов е: шашки, шалаш...

Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.

Стихи про букву Ш ()
Шакал по дороше бежал,
Букву Ш он потерял,
Помогите мне, друзья,
Мне без Ш никак нельзя.

Школьник в школу собирался,
Потеплее одевался:
Шубу, шапку, шарф надел -
Шёл до школы и вспотел.

В школу буква Ш пришла,
Сашу там она нашла,
Дала Саше шоколад,
Букве Ш он очень рад.

Скороговорки ( и )
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат,
Тише, кот сюда спешит.
Шмыг - и в школе не души.

Мышонку шепчет мышь: "Ты всё шуршишь, не спишь!"
Мышонок шепчет мыши: "Шуршать я буду тише".

Гришка с Мишкой ел коврижку
И дразнил в окне мартышку.

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Ташей простоквашу.

Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали
Зубы сразу же сломала.


Чистоговорки (больше )
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Мы качаем малыша.

Аш-аш-аш, аш-аш-аш,
Мы доделали шалаш.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош,
У меня на блузке брошь.

Уш-уш-уш, уш-уш-уш,
Я пойду, открою душ.

Ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш,
У воды шумит камыш.

Шин-шин-шин, шин-шин-шин,
На шкафу большой кувшин.

Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше - это утка в камыше.
Ша-ша-ша - выходи из камыша!
Ше-ше-ше - нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши - что же шепчут камыши?

Загадки ( и )
Вместе Паша и Егор
В поле ставили шатёр.
Прямо возле шалаша,
И шатёр стал буквой...

У шофёра Саши
Есть машина Маша.
За рулём шофёр сидит
И рулит, рулит, рулит,
А машина едет
В огород к соседям.
Это им не по душе,
И шофёр стал буквой...

Для шипенья хороша
В алфавите буква....

Шимпанзе залез на стул,
Шарфик с вешалки стянул.
Что-то вроде шалаша -
На картинке с буквой...

Писать букву Ш надо так (отсюда и отсюда)

Изображения буквы Ш и картинки на Ш (отсюда)

Сказки про букву Ш (отсюда)

Жила-была в Азбуке буква Ш. Она была уже довольно немолода, впрочем, как и все буквы, и стояла почти в самом конце Алфавита. Она была вся шероховатая, немного шепелявила, чаще всего разговаривала шепотом и любила одеваться в шерстяные вещи.

У нее была сестра – буква Щ - жуткая щеголиха. Она была очень веселой и озор-ной: постоянно она щебетала да щипалась. Она не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щекотать букву Ш, а та шарахалась от нее и сердито шипела, закутываясь в шаль:

Ну, хватит уже шутить и шалить, а то заставлю тебя платить штраф!

Буква Щ щурилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щадила ее и целовала в щечку.

А один раз буква Ш поссорилась с буквой Ы. Да так поссорилась, что никто не смог их помирить.

Я никогда не стану с ней рядом, мне это просто неприятно, - говорила буква Ш.

Но как же быть? – пытались уговорить ее другие буквы. – Мало ли, как мы к кому относимся, но в разных словах нам приходится стоять рядом друг с другом. Это же наша работа! Мы для того и существуем, чтобы составлять различные слова. Например, в слове ШЫШКА тебе придется стоять рядом с Ы.

Ни за что! – упрямилась буква Ш. – Пусть со мной лучше буква И стоит. Вот она мне нравится, на меня немного похожа, только у нее две ножки, а у меня три… С буквой И я согласна стоять рядом в любых словах!

Но так нельзя! - стали возмущаться другие буквы! – Ведь в этом слове, да и в других, например: Шырь, Шына, Шыфр ясно слышится буква Ы, значит, она должна стоять рядом с тобой.

А я не хочу и всё! – упорствовала буква Ш.

Буква Ш, поселившаяся в камышах

Буква ш долго искала, где бы ей поселиться.

Поселюсь-ка я в камышах! - наконец решила она. — Конечно, они неисправимые сплетники, но тихие и совершенно безвредные. А я с удовольствием помогу им шуршать.

Она сделала из камышей шалаш и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шепотом пересказывать друг другу последние лесные новости — утешительные и неутешительные. А буква ш изо всех сил старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, шелестящие сказки.

В безветренную погоду, когда в лесу стихали звуки и воцарялся покой, лесная мышка приводила к берегу своих малышей — шестерых крошечных мышат, чтобы они послушали сказки, которые свивает из тишины и тихонько нашептывает в камышах буква ш.

Цель занятия: изучаем букву Ш, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ш, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ш по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Шары Шмель Шишки Шахматы

В Шурином доме отключили воду. Открывает Шура кран - воды нет, только воздух шипит: ш-ш-ш…

  1. Как шипит воздух в кране?
  2. Как звали девочку?
  3. Какой первый звук в слове ШУРА?
  4. Какой звук есть и в слове ШАПКА, и в слове МЫШКА, и в слове ДУШ?
  5. В начале, в конце или в середине слова звук [ш] в слове ШЛЯПКА? - ДУШ? - МЫШКА? - ШУБА? - КОШКА?

Когда мы произносим звук [ш], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: ШШШ. И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш].

  • Гласный или согласный звук [ш]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще согласные звуки ты знаешь?

Задание: печатная буква Ш для дошкольников

Рассмотри букву Ш. Нашили букву Ш в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек).

Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему … (штанишки).

Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (шары).

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Отчего над ухом … (шишка).

Сказка про букву Ш

Как Мыша шалил

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

Мыша! Где мои вещи?! - грозно спрашивает папа.
- Я их съел… Нечаянно…
- Как съел? Ах ты шалопай!
- Ну что ты шумишь? - заступается мама.
- Он же пошутил.
- А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур…

Кошка!!! - визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.

Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату.

Змея…- шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.
- Это не жизнь, а кошмар!- возмущается папа.
- Мы в свое время так не шалили.

Загадки для детей на букву Ш

Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку,
Строчка в строчку.
Будет платье вашей дочке.
(Швейная машина)

Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Шарик воздушный)

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)

Пословицы и поговорки на букву Ш

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Знай больше, а говори меньше.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Кошке игрушки, а мышке слезки.
На мышку и кошка зверь.
Шила в мешке не утаишь.
Если не видишь - взойди на гору, если не понимаешь - спроси у старшего.
Ошибся, что ушибся,- вперед наука.
Поспешишь - людей насмешишь.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Раньше начнешь, раньше и поспеешь.

Веселые стихи про букву Ш для детей

Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
(М. Яснов)

Шавка очень громко лает.
Шавка очень твердо знает:
Тот, кто громче скажет «гав»,
Тот всегда и будет прав!
(Б. Заходер)

Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал,
А куда?
И не сказал.
(Ф. Бобылев)

Шарик свернутый лежал,
Чтоб в окно не убежал.
А теперь его надую,
С ним на улицу пойду я.
(Г. Сатир)

Шарфик
Шел я лесом и боялся…
Чей-то шарфик мне попался.
Сразу лес не страшным стал.
- Эй, кто шарфик потерял?
(Г. Виеру)

Шила шубку -
Сшила юбку,
Шила шапку -
Сшила тапку!
Хороша швея Наташа!
(Е. Благинина)

Шмель продает шары воздушные.
Шары такие непослушные!
Шары шуршат и в небо рвутся,
А шелковинки-нитки рвутся.
(Г. Сатир)

Шмель шнырял, шуршал в шалфее,
Шмель ужасный шум затеял.
Сколько дел он натворил -
Даже шершня разбудил.
(А. Пудваль)

Шпагоглотатель не шутил,
Пять шпаг бесстрашно проглотил.
Эй, шалуны! Прибавьте шагу!
Несите мне шестую шпагу.
(В. Берестов)

Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
- Как расшуршались шалуны!
(А. Усачев)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Ситуация, когда дети плохо выговаривают или не выговаривают вовсе некоторые буквы алфавита, очень распространенная. Буква «Ш» является одной из наиболее сложных в произношении. И это касается практически всех шипящих.

Если произношением ребенка постоянно заниматься, то он очень быстро научиться говорить букву «Ш» без привлечения логопеда. В этой статье мы рассмотрим основные причины возникновения проблемы, а также изучим упражнения, которые в дальнейшем вам очень помогут.

Если вы замечаете, что ваш ребенок плохо выговаривает эту букву, то желательно пройти обследование у логопеда. Возможно, проблема неправильного произношения вызвана нарушением слуха. В этом случае необходима помощь специалистов.

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Важно учитывать, что проблема может быть с произношением и других шипящих. Поэтому, если вы решили научить ребенка говорить букву «Ш», то следует быть готовыми к тому, что придется корректировать и другие звуки.

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

  • Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
  • Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
  • «Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
  • Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
  • Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
  • Отставание в развитии. Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
  • Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша.
2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.